Расширение сознания: шаг на пути к самопознанию

Мысленный эксперимент

Проведем небольшой мысленный эксперимент. Представим, что около 40 000 лет назад нашу планету посетили инопланетяне с целью подготовки научного доклада о когнитивном потенциале людей. Смогут ли эти странные приматы узнать о структуре Солнечной системы, кривизне пространства-времени или даже о собственной эволюции?

Хотя населяющие тогда нашу планету люди обладали достаточно глубокими знаниями об окружающих их животных и растениях, научной деятельности не существовало. Не было математики, письма, искусственных приборов, расширяющих наши способности, и практически все предположения о структуре мира были неверными. Люди не знали о настоящих причинах, вызывающих стихийные бедствия, болезни, о небесных светилах или смене сезонов и других природных явлениях.

Вероятнее всего, инопланетяне предположили бы, что население нашей планеты не справится с поставленной задачей, но они оказались бы абсолютно не правы. Биологически сейчас мы не отличаемся о тех, кем были 40 000 лет назад, но нам известно о бактериях и вирусах, молекулах ДНК, черных дырах, электромагнитном спектре и огромном количестве других странных и когда-то непостижимых вещей. Наш разум «достиг» объектов, находящихся на расстоянии миллионов световых лет от Земли, и крошечных частиц, не воспринимаемых органами чувств. При помощи различных технологий и инструментов люди значительно расширили познание мира.

Этапы самопознания

этапы самопознания

Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.

Самопознание неразрывно связано с самосовершенствованием — желанием развиваться как личность и достигать успеха.

Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.

Самоузнавание

Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.

Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.

Я концепция

Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.

Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.

Самооценка

Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем. Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида

Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.

Самооценка подразумевает не просто познание разных сторон собственной личности. Это также выработка отношения к своим качествам, возможностям, духовному и физическому потенциалу. На самооценке базируется самоопределение в жизни. Адекватная самооценка обеспечивает стабильную уверенность в своих силах и моральное удовлетворение. Неадекватная — чревата постоянным конфликтом, как внутренним, так и внешним.

Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:

  •  объективное — как я (или окружающие) воспринимаю себя в текущей жизни;
  •  желаемое — каким я хотел бы видеть себя, или как бы я хотел, чтобы окружающие меня воспринимали.

Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.

В погоне за идеалом важно осознавать себя личностью, которая обладает собственными неповторимыми чертами, включая положительные качества и недостатки. Это самосознание позволит идти вперед и расти личностно, развивая здоровый эгоизм

Личностный рост как этап самопознания

Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала. В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели. В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.

В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.

Непостижимые теории

Сторонники мистерианства обычно выставляют проблему когнитивных границ в жестких, черно-белых рамках – или мы можем решить проблему, или она навечно остается для нас загадкой. По их мнению, в какой-то момент человеческое любопытство внезапно натолкнется на метафоричную кирпичную стену, после чего мы будем вечно находится в состоянии непонимания.

Тем не менее, в мистерианстве допускается есть еще одна возможность – медленно снижающийся эффект. В этом случае достижение предела познания может ощущаться не как удар о стену, а как погружение в трясину. Мы будем замедляться, даже прилагая все больше усилий, однако дискретной точки, после которой дальнейшее развитие будет невозможным, не подразумевается.

А что если правильный ответ на вопрос найден, но остается непостижимым? Приверженцы мистерианства часто объединяют эти две возможности. Например, это можно сказать о теории квантовой механик словами физика Ричарда Фейнманна (Richard Feynmann):

Являются ли люди «когнитивно закрытыми» для кантового мира? Согласно квантовой механике, частицы могут находиться в двух местах одновременно или случайно возникать из пустого пространства. Хотя понять это чрезвычайно сложно, квантовая теория выдает невероятно точные прогнозы. Феномен «квантовой запутанности» был подтвержден в ходе нескольких экспериментов, и сейчас ученые создают на основе этой теории приложения.

Сторонники мистерианства склонны забывать, насколько непостижимыми казались некоторые теории, когда они возникли. Наше сознание не было готово воспринять, что Земля круглая и вертится или что микроскопические организмы способны убить человека – и это дает повод для оптимизма.

Общие знания

Очень важно то, что мы можем расширять свой разум, соединяя его с разумом других людей. Целое поколение мозгов намного умнее, чем  один изолированный мозг

Нет никакого сомнения в том, что ни один ученый не сможет разгадать загадки космоса в одиночку. Но коллективно это становится возможным. Как писал Исаак Ньютон, он мог видеть дальше, «стоя на плечах великанов». Объединяя свои знания, ученые могут расширить масштаб понимания и достичь гораздо большего.

Сегодня все меньше людей понимают то, что происходит на переднем фланге теоретической физики (даже сами ученые-физики). Объединение квантовой механики и теории относительности по-настоящему пугает, иначе ученые давно бы это сделали.

То же самое можно сказать о нашем понимании того, каким образом человеческий мозг порождает сознание. Но правильно ли считать, что эти проблемы навсегда останутся нерешенными? Или что сложности, с которыми мы сталкиваемся, думая о таких вопросах, никогда не уменьшатся?

Представители мистерианства призывают поверить в существование категории вопросов, понятных человеку, но ответы на которые навсегда останутся недоступными. Существует ли такая вероятность?

От вычислительной метафоры к метафоре киборга

Теории Расширенного Разума являются частью исторического развития философии разума и когнитивных наук. В рамках этого развития появились различные теории о функционировании психических состояний и его последствия в жизни человека. Мы кратко рассмотрим, что является последним.

Индивидуалистическая модель и вычисления

Самая классическая традиция когнитивной науки принял метафору вычислительной операционной системы как объяснительная модель ума. В целом предполагается, что когнитивная обработка начинается с входных данных (сенсорных входов) и заканчивается выходными данными (поведенческими выходами).

В этом же смысле ментальные состояния являются точными представлениями об элементах мира, порождаются внутренними манипуляциями с информацией и порождают ряд выводов. Например, восприятие будет индивидуальным и точным отражением внешнего мира; и происходит по внутреннему логическому порядку, аналогичному цифровому в операционной системе .

Таким образом, ум или ментальные состояния – это сущность, которая находится внутри каждого человека. Фактически, именно эти состояния дают нам возможность быть субъектом (автономным и независимым от окружающей среды и отношений с ней).

Это теория, которая следует дуалистической и индивидуалистической традиции о разуме и человеке; Рене Декарт, чей главный предшественник, сомневался во всем, кроме того, что он думал. Настолько, что мы унаследовали теперь знаменитое «Я думаю, поэтому я».

Но с развитием науки можно было предположить, что разум – это не только абстракция, но и внутри человеческого тела есть материальное место для хранения , Это место – мозг, который в рамках вычислительной перспективы будет выполнять функции аппаратного обеспечения, поскольку это материальная и самоконфигурируемая поддержка психических процессов.

Ум-мозг

Вышеизложенное возникает в постоянных дискуссиях с теориями идентичности ума и мозга, которые предполагают, что психические процессы они не более чем физико-химическая активность мозга .

В этом смысле мозг – это не только материальная поддержка психических процессов, но и сам разум является результатом деятельности этого органа; с которой это можно понять только через физические законы природы. Таким образом, и психические процессы, и субъективность становятся эпифеноменом (явления, вторичные по отношению к физическим событиям в мозге).

В этом смысле это теория натуралистического подхода и в дополнение к теории, ориентированной на мозг, поскольку все человеческое будет сведено к потенциалам действия и физико-химической активности наших нейронных сетей.Среди наиболее представительных из этих теорий, например, материалистический элиминативизм или неврологический монизм.

Может быть, вы заинтересованы: “Дуализм в психологии”

За пределами мозга (и человека)

До этого возникают другие теории или объяснительные модели ума. Одной из них является теория Расширенного Разума, которая пыталась определить местонахождение обработки информации и других психических состояний за пределами мозга; то есть в отношениях, которые человек устанавливает с окружающей средой и ее объектами.

Это значит, что понятие «разум» выходит за пределы личности. Это последнее представляет собой серьезный разрыв с индивидуализмом типично для самой классической когнитивной науки.

Но чтобы достичь этого, необходимо было начать с пересмотра как концепции разума, так и ментальных процессов, и в этом эталонной моделью был функционалист. Другими словами, необходимо было понять психические процессы по эффектам, которые они вызывают, или как эффектам, вызванным различными причинами.

Эта парадигма уже пропитала вычислительные гипотезы. Однако для теории Расширенного Разума психические процессы порождаются не только внутри индивида, но и вне его. И они являются “функциональными” состояниями, в то время как они определяются причинно-следственной связью с данной функцией (отношения, которые включают набор материальных элементов, даже без собственной жизни).

Иными словами, психические состояния являются последним звеном в длинной цепи причин, которые, наконец, имеют эти процессы как следствие. И другие звенья в цепочке могут быть от телесных и сенсомоторных навыков, до калькулятора, компьютера, часов или мобильного телефона. Все это в то время как об элементах, которые позволяют нам генерировать то, что мы знаем как интеллект, мысль, убеждения и так далее.

Следовательно, наш разум это выходит за определенные рамки нашего мозга и даже за пределами наших общих физических ограничений.

Виды самопознания

Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.

Самонаблюдение

Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение. Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны

Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя

Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.

Самоанализ

Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.

Самоанализ позволяет проработать болезненные или скрытые аспекты существования, включая те, что давно ушли на подсознательный уровень. С его помощью можно пролить свет на причины повторяющихся в жизни ситуаций, проблемные моменты во взаимоотношениях с окружающими.

Самоисповедь

Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.

В результате самоисповеди человек приходит к осознанию единственного верного решения по поводу какой-то ситуации, включая признание своей вины или ошибки.

На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.

Сравнение

Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.

Сравнение как метод самопознания может работать в положительном ключе, являясь импульсом к новым свершениям. Для этого сравнивать себя сегодняшнего психологи рекомендуют не с окружающими людьми, а с собой в прошлом.

Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.

Техника использования наблюдений и размышлений

Каждый человек от природы наделен большим потенциалом, который ему предстоит раскрыть в течение жизни. Для достижения этой цели необходимо устремить свой взгляд вовнутрь, не искать ответы и подсказки во внешнем мире, не следовать советам других людей. Нужно генерировать собственные мысли, идеи, избавляться от старых привычек, которые становятся препятствием на пути к познанию себя.

Существует простая техника, пользуясь которой, можно стать более осознанным. Чтобы начать ее практиковать, нужно пройти 4 этапа:

  1. Прийти к осознанию того, что человек — это не тело, не разум и даже не эмоции. Чтобы наблюдать себя со стороны, необходимо выйти за рамки отождествления себя с материей.
  2.  Наблюдать за любыми душевными проявлениями: чувствами, эмоциями, мыслями, движениями.
  3. Любой вид деятельности порождает размышления по поводу совершенных действий. Третий этап ознаменован тем, что человеку придется много думать о своих поступках и их мотивах.
  4. Длительные наблюдения приводят к состоянию чистой души, избавлению от ненужных мыслей, повышению концентрации внимания. На этом этапе приходит ответ на вопрос: «Кто я есть»?

Эмоции являются важной частью понимания своей природы, но они являются продуктом ума, порождением эго, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Большинство эмоций являются неосознанными, как и ежедневные мысли, привычки, реакции на раздражители. Оставаясь сторонним наблюдателем, человек перестает ассоциировать себя с чем бы то ни было, ему открывается его истинное «Я»

Это является признаком чистого сознания. Необходимо долго практиковать эту технику, чтобы овладеть ею в совершенстве. Она является эффективным средством познания себя, выявления новых возможностей

Оставаясь сторонним наблюдателем, человек перестает ассоциировать себя с чем бы то ни было, ему открывается его истинное «Я». Это является признаком чистого сознания. Необходимо долго практиковать эту технику, чтобы овладеть ею в совершенстве. Она является эффективным средством познания себя, выявления новых возможностей.

Ссылки

Психология
Разделы
  • Общая психология
  • Теоретическая психология
  • Практическая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Психогенетика
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Психология восприятия
  • Психология личности
  • Психология развития
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Эволюционная психология
  • Экспериментальная психология
  • Гендерная психология
Прикладная
  • Детская психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая психология
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психологическая помощь
  • Психология здоровья
  • Психосоматика
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология спорта
  • Психология творчества
  • Психология труда
  • Психология управления
  • Семейная психология
  • Экономическая психология
  • Юридическая психология
  • Психология родительства
  • Психология дорожного движения
Направления
  • Ассоцианизм
  • Бихевиоризм
  • Функционализм
  • Структурализм
  • Психоанализ
  • Интерперсональный психоанализ
  • Лакановский психоанализ
  • Эго-психология
  • Аналитическая психология
  • Индивидуальная психология
  • Гештальтпсихология
  • Гештальт-терапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Системная семейная психотерапия
  • Культурно-историческая психология
  • Теория деятельности
  • Когнитивная психология
  • Гуманистическая психология
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Позитивная психология
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
  • Трансперсональная психология
  • Трансакционный анализ
  • Экзистенциальная психология

Три кита майндсайта

Майндсайт держится на трех китах: наблюдательность, открытость и объективность.

— Наблюдательность

Умение Шерлока Холмса, позволяющее устанавливать причинно-следственные связи и быть внимательным к мелочам.

— Открытость

Умение Алисы, позволяющее видеть жизнь такой, какая она есть, без рамок и стереотипов, умение принять действительность и составить собственное суждение вопреки всеобщему мнению.

— Объективность

Умение доктора Хауса, позволяющее осознать, что наши мысли, чувства и эмоции – закономерный результат работы головного мозга, а вовсе не истина в последней инстанции.

И самое главное, чтобы понять себя, нужно в первую очередь быть собой.

О том, какими способами можно развить навык майндсайта в себе, читайте в книге «Майндсайт».

Расширение сознания

Вторая практика от Ошо – медитация
на расширение сознания – направлена на то, чтобы мысленно выйти за пределы
Вселенной, познав опыт Бесконечности и Единства. Такое упражнение позволяет
избавиться от ограничений, установленных материальным разумом, и переключиться
на божественное сознание.

Медитировать нужно по какой схеме:

  • сесть, прикрыть веки, расслабиться, забыть все дела
    и проблемы;
  • представить, как сознание расширяется и выходит за
    границы тела, комнаты, дома, улицы, города, страны, материка и планеты;
  • почувствовать себя тем пространством, где находятся
    планеты и Солнце, ощутить свободу и радость от отсутствия ограничений;
  • продолжить расширение, выйти из Солнечной системы, своей,
    а затем соседних галактик и всей Вселенной;
  • ощутить, что границы Вселенной оказались внутри, а
    сознание стало бесконечным пространством, в котором Вселенная превратилась
    в точку.

Медитировать можно в
тишине или под расслабляющую музыку. После вхождения в состояние расширенного
сознания, нужно оставаться в нем, стараясь получить наслаждение и запомнить испытанные
при этом чувства. Вернувшись в реальность и занимаясь повседневными делами, надо
постоянно восстанавливать в себе эти ощущения свободы и бесконечной радости.

Медитация Ошо подходит для выполнения на каждый день, особенно перед сном. Засыпая, надо чувствовать, как внутри бесконечного сознания движутся галактики, рождаются и умирают миры. Чтобы усилить эффект, желательно медитировать и утром сразу после сна, а также на протяжении дня. По мере проведения тренировок человек перестает отождествлять себя с телом, растет ощущение свободы, расширяется сознание и в результате приходит осознание истинной природы своей духовной сущности.

Аргументы мистерианства

Сторонники философского направления под названием «мистерианство» (от англ. «mystery» – тайна) придают основное значение биологическим аргументам и аналогиям. В своей фундаментальной работе «Модулярность сознания» философ Джерри Фодор (Jerry Fodor) заявил, что «существуют мысли, к которым мы не подготовлены».

Аналогичным образом, философ Колин Макгинн  (Colin McGinn) утверждает, что в отношении некоторых проблем наш разум испытывает «когнитивную закрытость». Точно так же как кошки или собаки никогда не поймут простых чисел, человеческий мозг может быть закрыт от постижения некоторых «чудес», разгадки которых просто недоступны нашему разуму.

Если Макгинн прав и наш мозг не способен решать определенные задачи, нет смысла даже пытаться это сделать, поскольку мы будем постоянно находиться в состоянии заблуждения. Философ убежден, что это является идеальным естественным решением проблемы разум-тело, однако человеческий мозг никогда его не найдет.

Надабрама

Медитация Надабрама от Ошо
– это древнетибетская техника гудения, которую он адаптировал под современное
выполнение. Медитировать можно без фонового сопровождения или под спокойную
музыку, но без текста, чтобы ничто не отвлекало от занятия. Вся практика
состоит из трех стадий и для каждой желательно подобрать отдельную мелодию с
соответствующей длительностью звучания. Это поможет переходить на следующую
стадию, не отвлекаясь на посторонние действия. Оптимальным вариантом будет
звучание тибетских чаш.

Медитировать
рекомендуется ранним утром сразу после пробуждения, хотя подходит любое время
дня. Главное условие – на голодный желудок, чтобы не заснуть и не тратить
энергию на переваривание пищи.

Длительность всего упражнения
составляет 1 час, при этом каждая стадия различается по продолжительности. Для
занятия нужно выбрать уединенное место и надеть свободную одежду.

Первая стадия (30 минут):

  • сесть удобно, расслабиться, прикрыть веки, сомкнуть
    губы;
  • начать громко гудеть, чтобы вибрации расходились по
    всему телу;
  • в определенный момент гудение должно стать
    самостоятельным звуком, который надо слушать со стороны;
  • не нужно контролировать дыхание, можно изменять
    высоту гудения или начать выполнять плавные движения телом.

Вторая стадия (15 минут):

  • Первая часть (7,5 минут) – расположить кисти на
    уровне пупка ладонями вверх, начать двигать их вперед, затем развести,
    описать одинаковые окружности по сторонам и вернуться в исходное
    положение, при этом все движения должны быть очень медленными, практически
    незаметными. Ощутить, как энергия уходит во Вселенную.
  • Вторая часть (7,5 минут) – повернуть ладно вниз и
    начать аналогичное движение, но в противоположном направлении, чтобы кисти
    сходились у пупка и расходились у боков. Ощутить, как энергия поступает из
    вселенной.

Третья стадия продолжается
15 минут. Можно остаться в том же положении или лечь на спину, предварительно
подготовив для этого коврик. Ничего делать не нужно, только сидеть или лежать в
течение 15 минут.

Надабраму можно выполнять
супружеским парам. Это упрощенный вариант упражнения, для проведения которого
нужно снять всю одежду, сесть лицом друг к другу, накрыться простыней и взяться
за руки накрест. Закрыть глаза и гудеть в течение получаса. Очень быстро
появится ощущение, как энергии встретились и слились воедино.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий