Почему люди не хотят меняться?

«Мы сделаем все для вашего счастья»

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых «Арден-Хауз». Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным».

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них».

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

Внутренние факторы

К внутренним факторам относится природа человека. Люди с рождения наделены разными свойствами психики, темпераментом, задатками и качествами. При благополучной социализации происходит постепенное раскрытие потенциала, взросление и развитие, соответствующее сути, природе конкретной личности. Потребность в самоопределении, самореализации и самоактуализации и является главной внутренней силой перемен.

В таком случае люди меняются для чего-то или после чего-то. Например, когда понимают, что прежний образ жизни вредит им, портит здоровье. Или когда понимают, что до желаемой профессии и уровня жизни не хватает определенных качеств, привычек, навыков.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

Ирина Рокотова

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос

Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

«Определенный уровень конформизма делает общество удобным»

— Почему при этом есть люди, которые намеренно всю жизнь стараются плыть против течения, всеми силами выделяться из толпы? Что происходит с их мозгом?

— Нонконформисты изучены значительно меньше. И это понятно, потому что мы в подавляющем большинстве конформисты. Представьте себе общество одних нонконформистов: вот мы сейчас с вами сидели бы, а я положил бы ноги на стол, кидал бы дротики вокруг вас и читал бы какой-нибудь, не знаю, странный журнал. Вы не знали бы, чего ожидать. Мне нормы социальные были бы «по барабану». Это было бы странное общество, не каждый был бы готов в таком обществе жить.

В принципе, определенный уровень конформизма делает общество предсказуемым, удобным. При этом нонконформизм иногда нужен, потому что общество может заблуждаться.

В Японии изучали такое психологическое свойство – склонность к уникальности. Некоторые люди очень любят быть уникальными: я должен отличаться от других, я должен выглядеть по-другому. Они находили людей с разными уровнями склонности к уникальности и обнаружили, что у них действительно немножко по-другому сформирован мозг. В частности, цингулярная кора, которая сигнализирует о том, что вы отличаетесь, у них чуть тоньше. Как это интерпретировать – другой вопрос.

Reuters

Мозг против изменений

Ученые выяснили, что на склонность к рисковому поведению влияет не только качество социальных связей, наличие адаптивных и дезадаптивных установок, но и само строение головного мозга. Хотя наш мозг по умолчанию любит все привычное и знакомое и с радостью жил бы в дне сурка, есть люди, которые с наибольшей вероятностью будут прыгать с парашютом, менять имидж и место жительства.

Часть испытания включала один сеанс МРТ, в ходе которого оценивалась активность нескольких различных областей мозга, задействованных в процессе принятия решений. В ходе исследования участников просили сделать выбор между гарантированным вознаграждением в 20 долларов, а также вознаграждением, которое могло составить от 21 до 85 долларов (сумма могла быть любой в этом диапазоне). Участники проходили опрос с выбором около 100 раз, чтобы ученые могли сформулировать среднюю склонность к рисковому поведению. Также ученые выясняли наличие у каждого испытуемого вредных привычек (курение, употребление алкоголя) и склонность к хаотичным половым связям (эти склонности также могут идентифицироваться с рисковым поведением). В дальнейшем полученные данные сопоставлялись с результатами МРТ.

Ученые выяснили, что чем выше связь между неокортексом и амигдалой, тем более человек склонен рисковать. Но чем больше нейронных связей есть внутри амигдалы (или рептильного мозга), тем меньше склонности к риску имеет человек.

Почему мы должны саморазвиваться?

Во-первых, происходит это потому, что саморазвитие (развитие) часто путают с познанием! Человек поглощает книги по развитию десятками и сотнями, но целенаправленно ничего из прочитанного не реализует в своей жизни, а лишь накапливает знания, не переводя их в умения и навыки. Иными словами, это просто накоплением знаний без их целенаправленного практического применения.

Как нельзя наесться впрок, так и нельзя и насытиться знаниями. В конце концов полученные знания просто превратятся в информацию или забудутся. Это нельзя называть развитием или саморазвитием, это не более, чем накопительство.

Вам наверняка приходилось встречаться по жизни с такими высокомерными «умниками», которые, знают, как жить, но не живут как знают, по сути, они являются ничего не достигающими неудачниками.

Во-вторых, очень похоже на первое. Человек посещает различные тренинги, мастер-классы, семинары, вебинары (чаще всего бесплатные).

Человек, образно говоря «подсаживает себя на иглу» и тешит себя тем, что он развивается. Это всё иллюзии. Это тоже самое, как сказать «я был на Эвересте», только ходили Вы вокруг горы, а не забрались на её вершину.

А ещё, известно, бесплатное не имеет цены, и чаще всего ценности. И как в первом случае, человек лишь наполняется знаниями и информацией, не находя им практического применения в жизни.

Во-третьих, человек использует для своего развития множества источников информации.

Это тот случай, когда человек в своей голове из разрозненных и противоречивых кусков пытается собрать непротиворечивое целое. Во все времена такую задачу могли решать лишь единицы людей. Во всём должна быть система.

В — четвёртых, когда человек делает ставку на что-то одно, а всё остальное отбрасывает и не берёт во внимание. Так, например, одной лишь мантрой, вес не сбросишь, нужен настрой, организация питания и конечно-же физические упражнения. Точно также, как медитацией и техниками фен шуй не приобретёшь финансовую свободу и независимость

Для этого как минимум надо изменить финансовое мышление и освоить финансовую грамотность

Точно также, как медитацией и техниками фен шуй не приобретёшь финансовую свободу и независимость. Для этого как минимум надо изменить финансовое мышление и освоить финансовую грамотность.

В-пятых, проблемы с мотивацией. Когда у человека мотивов вообще нет, то есть он занимается развитием ради развития, в таком случае у него никогда не будет значимых результатов.

Понимание мотивов, направленных на саморазвитие — это первое и главное, что будет максимально влиять на эффективность развития и раскрытия потенциала человека.

В-шестых, отказ от авторитетов, учителей и наставников. Известно, что по по статистике у 99% все успешных людей обязательно был наставник, тренер, коуч. Не случайно, успешные люди всегда имеют наставников или коучей, чтобы быть ещё более успешнее.

Можно тешить своё самомнение сколько угодно, но без взгляда со стороны и помощи профессионалов (тренеров, наставников, коучей) двигаться вперёд и эффективно невозможно. Вы можете оправдывать себя сколько угодно, но, если Вы считаете и уверены, в том, что вам не нужен никакой наставник, Вы и так «самый умный» — налицо у Вас проблема, имя которой — Гордыня. А гордыня — это основное и самое серьёзное препятствие на пути развития.

Какие можно сделать из этого выводы

И если вы до сих пор не поняли зачем нужно развиваться современному человеку, то вот последние доводы. Чтобы идти в ногу со временем и быть успешным, надо развиваться. Развитие или саморазвитие — это регулярная работа над собой, это постоянное развитие и совершенствование новых и уже имеющихся навыков и личностных качеств. Это раскрытие своих талантов, способностей, раскрытие своего потенциала.

Для того, чтобы развиваться необходимо инвестировать в своё развитие и время и деньги. Очень хорошо, если на вашем пути будет такой попутчик как коуч. Возможно он будет единственным человеком, который будет Вас поддерживать на пути Ваших изменений.

Но именно с ним Вы быстрее достигните желаемого результата в любой жизненной сфере: смените нелюбимую работу на дело по душе, найдёте партнёра и создадите счастливую семью, станете стройнее и обретёте здоровье, узнаете о своих творческих способностях и определитесь с хобби, улучшите своё финансовое благосостояние и многое другое. Главное понять ради чего Вы хотите этих изменений и захотеть не только изменений, но и быть готовым работать над собой и меняться самому.

Не в курсе проблемы

Простое элементарное незнание. Ведь, как известно, чтобы решать проблему, нужно сперва узнать о ней и выявить её причины. Некоторым людям это попросту не нужно — у них уже сложился привычный для них образ жизни. Они застряли в зоне комфорта и не хотят ничего менять. Работа есть, девушка или жена — тоже, по воскресеньям можно сходить в торговый центр, в пятницу пьянка — всё нормально. Через пару лет общество своим давлением и привычными устоями заставит родить ребенка, который пойдет в школу, вуз, потом на работу, найдет девушку, в пятницу будет пить, а по воскресеньям — ходить в торговый центр.

Конечно, в стабильности зачастую нет ничего плохого. Когда ты оплачиваешь счета и есть на что купить макароны, это не зазорно. Зазорно не признаться себе, что ты не о такой жизни мечтал. Хорошо, если такой расклад дел не только воспринимается как должное или как единственно возможное, но и не доставляет дискомфорт. А что если это безвольное существование в тягость, отношение к себе ухудшается с каждым днем, а самооценка понижается до уровня ядра земли? Можно ли изменить ситуацию, остановиться и начать плыть в другом направлении, не боясь критики и непонимания? Да-да, с понедельника. Конечно же, можно. И для достижения определенных целей будет мало читать раз в день статьи по саморазвитию — придется усердно поработать.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

Ирина Рокотова

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет

Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Самая простая техника принятия ситуации, которую не можешь изменить

Поделюсь с вами своим способом принятий ситуаций, когда я не могу ничего сделать.

Но прежде, чем описать технику, хочу сказать несколько слов про себя.

Я давно работаю с осознанностью, и поэтому, могу управлять своими эмоциями. Я часто себя задаю вопросы и отвечаю на них, поэтому у меня, этот процесс уже отлажен до автоматизма. И если вы тоже начнете практиковать более осознанное отношение к событиям, то и у вас, эта техника будет хорошо получаться.

Вот что-то произошло, и это, мне явно не нравится, не устраивает, я расстроена или я в бешенстве. Я тут же отслеживаю, что я злюсь и сопротивляюсь какому-то событию.

  • Некоторое время я нахожусь в этом состоянии, буквально приказываю себе попереживать и по возмущаться.
  • Когда первоначальные эмоции схлынут, и меня слегка отпустит, то я задаю себе самый главный вопрос:

«Могу ли я как-то повлиять или что-то сделать, для изменения этой ситуации?»

Что этот вопрос делает? Он перестраивает мои мысли с переживаний и эмоций на действия.

— «Могу ли я что-то сделать?»

И честный ответ: «Нет, не могу»

Следующий вопрос: «Имеет ли смысл, злиться и переживать?»

Ответ: «Нет, не имеет»

  • Если эмоции не успокаиваются, то у себя спрашиваю: «Сколько мне времени надо на переживания о том, что произошло?»
  • И даю себе какое-то время – 20 минут или 1 день, в зависимости от серьезности события. К слову, если я даю 20 минут, то минут через 10, я уже спокойна.
  • Второй вариант ответа: «Да, в моих силах изменить ситуацию»
  • Вопрос: «Что мне надо сделать? Какие действия предпринять?»
  • А вот действия, я всегда записываю на бумагу, в этом случае я продумываю все детали, и умственная жвачка прекращается.

Посмотрите видео, в котором я более подробно рассказала о этой технике, и еще о 2 техниках, которые вам помогут научиться принимать ситуации, которые не можете изменить.

А теперь, предлагаю вам подойти к этому вопросу по принятию ситуаций, более глубоко.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

Ирина Рокотова

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет

Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Торможение развития

Когда речь заходит о средних веках, нам тут же представляются своды замков, готические соборы, походы крестоносцев и бесконечные междоусобные войны. Мы визуализруем костры, которые устраивали инквизиторы, а также рыцарские турниры среди феодалов. Такими признаками славится эта эпоха.

Как менялись представления средневекового человека на фоне этих внешних признаков? Видели ли они внешнюю среду так же, как мы, и что было движущей силой их поступков?

Как менялись представления средневекового человека о мире, видно по культурному и умственному фонду, элементы которого дошли и до наших дней. Многие полезные знания люди того времени почерпнули у античных философов и мудрецов. Было множество предрассудков и искажений в представлениях в этот период. Именно оно отделяет эпоху греков и римлян от того периода, который привыкли называть Новым временем.

Как меняются представления людей, в лучшую ли сторону? Большинство авторов, затрагивавших эту тему в своих трудах, утверждают, что нет, и характеризуют средние века как провал в развитии, ступор, в который попало человечество. Культура европейских государств в тот момент была куда слабее, чем в остальные временные отрезки. Заметна была отсталость, спад культуры и моральных ценностей, меньше внимания уделялось правам человека. Окинут этот период мрачной тенью. Так и называют его начало – «темные века».

Синдром отличника

Слово «перфекционист» чаще всего употребляют в положительном смысле. Говоря «Я — перфекционист во всем!» или «В работе он — перфекционист», люди хотят подчеркнуть свои или чужие достоинства, стремление сделать все идеально. На самом деле если человек действительно перфекционист, то, скорее всего, в жизни он сталкивается с серьезными проблемами, которые могут сказаться на его психическом и физическом здоровье. 

«Перфекционизм имеет несколько стадий. Первая, в которой можно провести всю жизнь, — стремление делать все наилучшим образом, идеально, и в этом нет ничего плохого, ведь это помогает добиваться поставленных целей, успехов, — объясняет психолог Михаил Хорс. — Но значимая часть перфекционистов уходит на следующую стадию, когда перфекционизм уже становится болезнью, переходит в патоперфекционизм, неврастеническую форму, когда стремление к совершенству переходит во все сферы жизни, на этом этапе появляется страдание, боль, если добиться идеала не получается. Патоперфекционист будет страдать, переживать, если появится угроза тому, что он сможет сделать дело наилучшим образом. Раздражаться, бояться, тревожиться, даже если еще ничего не случилось, испытывать неприятные психические состояния, и они будут забирать его ресурсы сил, и сил не хватит для реализации своих стремлений».

Итог

Бесконечно заниматься совершенствованием самого себя не нужно, не доходите до крайностей. Оставляйте себе время на то, чтобы насладиться достигнутыми результатами и просто побыть такими, какими вы стали. Уважайте и цените себя в любом виде. А если считаете, что пора что-то в себе изменить, то приступайте к переменам незамедлительно.

Перемены к лучшему будут радовать в первую очередь вас. Это еще приведет вас к мысли о том, что вы являетесь сильным человеком, который способен повлиять на самого себя и свою жизнь. Здесь зарождается уверенность в себе, что вы сможете достичь большего, если захотите.

Другие записи журнала

  • Одиночество – так ли страшно и как полюбить?
  • Насколько нужно быть воспитанными?
  • Как не быть маменькиным сынком?
  • Что мужчина «должен»?
  • Маносфера-что это и как влияет на нашу жизнь
  • Как нужно отстаивать свою точку зрения?
  • Подсознательная тяга к неприятностям, или Как перестать быть плохим мальчиком?

Итог

Бесконечно заниматься совершенствованием самого себя не нужно, не доходите до крайностей. Оставляйте себе время на то, чтобы насладиться достигнутыми результатами и просто побыть такими, какими вы стали. Уважайте и цените себя в любом виде. А если считаете, что пора что-то в себе изменить, то приступайте к переменам незамедлительно.

Перемены к лучшему будут радовать в первую очередь вас. Это еще приведет вас к мысли о том, что вы являетесь сильным человеком, который способен повлиять на самого себя и свою жизнь. Здесь зарождается уверенность в себе, что вы сможете достичь большего, если захотите.

Другие записи журнала

  • Почему однозначные вопросы вызывают страхи?
  • Как в несколько раз поднять самооценку?
  • Как влиять на других людей?
  • Мужчина на грани – как решить жизненные проблемы?
  • Подсознательная тяга к неприятностям, или Как перестать быть плохим мальчиком?
  • Как выйти из зоны комфорта?
  • Как стать навсегда уверенным в себе человеком?
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий