Бог Шива – полное описание таинственного и могущественного божества

Атрибуты

Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.

У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.

Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.

Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).

Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).

Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.

Самый знаменитый храм

В городке Байджнатх в начале тринадцатого века был построен храм бога Шивы. Он называется одним из его имен – Вайдьянатх (покровитель лекарей).

Некогда на этом месте стояло святилище бога, но местные купцы решили увековечить свои имена, соорудив величественное здание. Имена торговцев — Ахук и Маньюк.

Сегодня этот храм является главной туристической достопримечательностью городка. Он построен в лучших традициях нагара (североиндийской архитектурной школы). Здание окружено стеной и имеет два входа.

Обычно многорукий бог Шива внутри храма изображен только в виде лингама. Причем он считается сваямбху («самовозникшим»). На стенах постройки находятся барельефы многих божеств, демонов и прочих персонажей индуистского пантеона.

Перед входом стоит статуя Нанди, белого быка. Это животное является одним из наиболее распространенных средств передвижения Шивы. Оно символизирует чистую дхарму, а также искренность, преданность и мужество.

Сегодня храм Вайдьянатх притягивает многомиллионные толпы паломников и туристов.

Сатурн в астрологии

Сатурн в гороскопе указывает на кармические последствия из прошлых жизней, на то, через что неминуемо предначертано пройти. Он дарует мудрость, врожденное, но не приобретенное умение мыслить и здраво рассуждать.Сатурн в астрологии управляет созвездиями (раши) Козерога и Водолея. Его сильное расположение — раши Весы, которые является знаком его экзальтации и слабое — Овен, раши падения. Меркурий, Венера, Раху и Кету — друзья Сатурна, а Солнце, Луна и Марс — враги. Юпитер нейтрален. Сверхуправитель (архидевата) Сатурна — Яма, Бог смерти.

Возраст созревания Сатурна — 36 лет , то есть к этому возрасту сформировываются те сферы жизни человека, за которые он отвечает в гороскопе и которые сигнифицирует. Шани управляет возрастным периодом от 69 до 109 лет (как у Раху и Кету), и именно в этом возрасте произойдут события, за которые он отвечает.

Сатурн управляет дошаей вата. В теле человека она отвечает за нервную ткань , из частей тела влияет на будра. Его социальное положение — слуга, подчиненный, а каста — шудры. Сатурн означает старую и изношенную одежду.

Пораженный Сатурн вызывает болезни вата-типа: заболевания нервной системы, психические расстройства, хронические болезни (поскольку они происходят в качестве кармических последствий), заболевания суставов, ревматизм, паралич, уродства . Метод убеждения Сатурна — дипломатия («бхеда»). То есть люди , на которых оказывает сильное влияние Шани, будут придерживаться дипломатичного и дилекатного поведения и сами будут этим подкупаться.

Шани обозначает людей высокого роста, худых, костлявых, хромых. В родственных отношениях он символизирует слуг и подчиненных, его гуна — тамас.

Благоприятно расположенный Сатурн способствует врожденной мудрости, он может склонить человека к отшельничеству и монашеству. Он помогает строить карьеру и дарует крепкое здоровье. Шани влияет на консерватизм и дисциплинированность, ответственность и практичность. Плохой Сатурн может быть причиной тревожности, недовольства, пессимизма, недоверчивости и подозрительности. Тот, у кого плохой Сатурн, будет подвержен депрессии и чувству одиночества.

В жизни каждого человека есть период, когда действие Сатурна особенно заметно. Этот период называется Садэ Сати и длится примерно 7,5 лет. Во время Садэ Сати Сатурн проходит транзитом по Луне и по 2-му и 12-му домам от нее. Традиционно этот период считается наиболее тяжелым в жизни человека, но по факту это не совсем так. Все зависит от значимости Шани в гороскопе в целом и от влияния других планет. В течение Садэ Сати могут происходить как неприятности, так и хорошие события. А поскольку в это время Сатурн находится рядом с Луной, которая отвечает за эмоциональную сторону ума, а Сатурн может поколебать спокойствие нервной системы, то даже хорошие события человек склонен считать негативными.

Семья Шивы

Как мне кажется, предания о семье Шивы принадлежат к наиболее ярким мифам Индии. Согласно легендам, у Шивы есть три супруги. Первой была прекрасная Сати, что принесла себя в жертву, доказав отцу любовь к богу Шиве, которого тот не признавал. 

Второй женой Шивы стала Парвати (а она была перерождением Сати). Эта история любви оказалась непростой для девушки. Погружённый в глубокое горе из-за потери возлюбленной, Шива не желал видеть того, что происходит в мире. Лишь бесконечная самоотверженность Парвати, её любовь и преданность помогли богу увидеть то, чего он не замечал ранее. 

Третья жена Шивы – Ганга. Это священная река, что проходит через три мира, пересекая небо, землю и таинственные подземелья. Мифы рассказывают, что она начинает свой путь среди звёзд, где однажды увидела Шиву и полюбила его. Прекрасная река попросила его вплести её в волосы, и Шива согласился. С тех пор Ганга – это часть самого бога.

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Шива не родился, а появился

Более того, многие считают, что Бог Шива – это “Саямбху” или “Сваямбху”, что означает, что он не родился из человеческого тела. Он был создан не в рождении. Он был там, когда ничего не было, и останется даже после того, как все будет разрушено. Поэтому в древних ведических текстах его также называют “Ади-Дев”, что означает “Древнейший Бог”.

Удивительно, но нет никаких упоминаний о его происхождении, месте рождения, никто не видел, как он рос. Кроме того, нет никаких записей о его смерти, потому что нет ни одного значимого храма, который был бы возведен в знак места, где он испустил последний вздох.

В индуистской традиции шайвизма Шива описывается как всеведущий йог, который ведет аскетический образ жизни на знаменитой горе Кайлаш и представлен своей женой Парвати и двумя сыновьями, Ганешей и Картикеей. Доказательства того, что Шива был Землей, исходят не только из древних ведических текстов, но и высечены на камнях и даже на горе Кайлаш, где Шива якобы обитал.

Мегалитический храм Кайласа, посвященный Шиве, высечен из одного скального утеса, и говорят, что потребовалось всего 18 лет, чтобы выдолбить примерно 400 000 тонн камня, извлеченного при его строительстве. Но как это было сделано более тысячи лет назад, когда современные инженеры говорят, что такой подвиг невозможен даже при сегодняшних технологиях?

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Женский образ бога

Левая часть туловища божества ассоциируется с женской энергией Шакти. Шива с Шакти неотделимы друг от друга. Имеющая много рук богиня Шива-Шакти предстаёт в образе Кали – смертоносной женской ипостаси деструктивной силы божества.

Индусы преклоняются перед силой Кали. Её лик способен напугать каждого: Кали обладает иссиня-чёрной кожей, кроваво-красным высунутым языком и гирляндой, образованной 50 черепами (реинкарнациями).

Одна рука Кали держит меч, а вторая – отрубленную голову Махиши (вождь демонов). Другие две руки выражают жесты благословения всем последователям, избавляют их от страха. Кали является природой-матерью, в чьей власти находится создание и уничтожение всего в мире с огромной скоростью.

Напоследок просмотрите видео по теме:

https://youtube.com/watch?v=GBq_OgFf9YA

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

Бог Шива

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как Брахма и Вишну, которого больше знают под другим его именем – Кришна. Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.

Натараджа – один из обликов Шивы

Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.

Шива и Парвати

Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал Ганеша – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Символ бога

Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?

Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.

Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.

Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.

Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.

108 имен Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
  • Вамадева — Прекрасный бог;
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
  • Вишванатх — Господь Вселенной;
  • Гангадхара — Держащий Гангу;
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
  • Гириша — Владыка Гор;
  • Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
  • Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
  • Лингараджа — Царь лингама;
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
  • Трайамбака — Трёхглазый;
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец;
  • Тьягараджа — Царь аскезы;
  • Хара — Разрушитель;
  • Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий Благо;
  • Шарва — Стрелок;
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.

Статуя Шивы

Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.

Танцующий Шива

Образ божества использовался в искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре. Считается, что каждый элемент изображения обладает высшим духовным наполнением и символизмом. В 1200 году во время раскопок была обнаружена скульптура, располагающаяся неподалеку от храма Шиварапурам. Она изображала танцующего Шиву. К статуе по сей день приезжают паломники, чтобы поклониться верховному божеству и поделиться с ним своими надеждами.

Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.

Храм Шивы

Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Шиваизм кратко | Философия Шиваизма

Название: ШиваизмВремя возникновения: более 7000 лет д.н.э

Шиваизм — одно из основных направлений индуизма, традиция почитания Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

Шива — индуистское божество, уходящее корнями в доарийский (доведийский) период долины Инда и религий аборигенного населения юга Индийского субконтинента. Известный индолог Р. Н. Дандекар описал религию Шивы, как древнейшую из ныне существующих религий цивилизованного мира.

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша),  оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира.

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как, например, кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющем функции и созидания, и разрушения.

В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным», и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари.

Согласно «Шива-пуране», он является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как «величайший из богов (девов)». Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая» впервые в Ведах встречается в гимне Яджур-веды «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».

Шиваитские школы в очень многом отличаются друг от друга. Но все они, в основном, пользуются следующим:

Пепел — бхасма или вибхути, повсеместно используется всеми шиваитскими школами. Это может быть пепел от яджны или иного ритуала с использованием огня. Но наиболее почитаем пепел с мест кремации — смаршанов. Пепел, нанесённый на тело, символизирует отрешённость от мира и указание на конечность существования в мире майи. Пепел наносят на лоб, грудь, шею и руки тремя горизонтальными полосами, или покрывают им всё тело.
Рудракша — «глаз Рудры», вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Зёрна рудракши используются во всех шиваитских школах. Их используют как объект поклонения, делают из них четки и используют как украшения и обереги.
Лингам — основной не антропоморфный символ Шивы

Является основной и самой важной формой и (или) образом Шивы. В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко  квадрат), символизирующий йони

Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь. Некоторые направления шиваизма, в основном, лингаяты в своей практике используют лингам без йони.

Чаще всего имеет в основании круг (редко  квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь. Некоторые направления шиваизма, в основном, лингаяты в своей практике используют лингам без йони.

Изображение

Этого бога изображают в белом цвете, что означает духовную чистоту. Посредине лба Шивы можно увидеть третий глаз. С помощью него он умеет смотреть через пространство и время – это символ мудрости.

Еще одна тонкость в облике Шивы – три полоски на лбу. Они называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ).

Одна из интерпретаций такая: они напоминают людям, что следует искоренить в себе эгоизм (анава), избавиться от кармы (действий с расчетом на результат), иллюзии (майя). Другое толкование полосок – избавление от лишних желаний:

  • на телесном уровне нельзя хотеть увеличить срок жизни, улучшить здоровье и внешность;
  • на духовном уровне нужно избавляться от тщеславия, тяги к успешной жизни и богатству;
  • на уровне ума не следует накапливать лишние знания, заумствовать, испытывать гордыню.

Справка! Имеется в виду чрезмерное направленность ума в этих направлениях. Например, когда люди делают себе операции, чтобы выглядеть лучше. Слишком сфокусированы на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Получают знания только ради знаний и т. д. Три белые полосы в образе Шивы (лингама с трипундрой) еще означали тюрьмы в душе человека, это гуны – Саттва, Раджас и Тамас.

Позднее божество стало изображаться в сидячем или танцующем виде. Одним из основных вариантов четырехруких статуэток стало изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и расположено на меховой подстилке, плечи покрывает слоновья или тигровая шкура.

Третий глаз на лбу всегда с открытым веком. Одним из атрибутов божества еще была змея, накинутая на плечо, висящая на шее или окольцовывающая запястья и щиколотки. У Шивы обычно в ушах разные сережки: одна в женском исполнении, вторая в мужском.

Другое исполнение статуэтки – Шива в виде танцующего божества. Это Нритья-Мурти. Количество его рук неограниченно каким-то определенным числом. В ладонях он может держать разные атрибуты, как мирные, так и военные. У ног танцующего Шивы всегда лежит сраженный карлик. Он символизирует демона Аласмар-Пуруша (иллюзии).

Считается, что этот бог обитает в горах на вершине Кайлас. Именно там ему удается погрузиться внутрь своего мира.

В Шиве воплощается строгость, отреченность от внешнего мира. Благодаря третьему глазу он постигает глубокие тайны Вселенной. Ладонью, обращенной к зрителю, Шива указывает на путь высвобождения дживы (личной души). Он избавляет от оков, мешающих просветлению.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Дети

Божественная семья выступает формой Шанкары, то есть сознания, призванного творить благо для мира. Дети от союза Шивы и Парвати являются олицетворением баланса между материальным и духовным:

  1. Сканду (Картикея) – бог войны, имеющий шесть голов. Его сила так велика, что уже на шестой день жизни он уничтожил демона Тарака.
  2. Ганеша – бог со слоновьей головой, в Индии чтится как божество материальных благ.
  3. Нармада – дочка бога, но в не совсем традиционном смысле этого слова. Так, господь, практикуя глубокую медитацию на горе Арамкут, отделяет от себя долю своей энергии, из которой создаётся речка Нармада. Она является священной для индусов.

Трезубец бога Шивы


У трезубца есть другое название – Тришула. Один из главных атрибутов божества. В западной мифологии есть похожая ассоциация, связанная с Посейдоном. Он повелевает морскими стихиями и всегда изображается с трезубцем. В буддистской религии этот предмет стал символом трех драгоценностей Будды. Христианская вера основана на триединстве – Троице. Все это говорит о том, что число «три» является знаковым для многих религий и символизирует баланс и опору. В дуализме происходит борьба двух разнонаправленных начал, а в триединстве гармонично сочетаются разные элементы между собой. Каждый из принципов уравновешивает два других.

Современная система власти также часто состоит из двух противоборствующих сил, как в дуализме. А вот древнее управление миром состояло чаще из трех политических сил, например триумвират в Древнем Риме. Нет смысла останавливаться подробнее на политическом строе, в этой статье задача другая. Но в триувирате было все-таки больше согласованности, стабильности, чем в современной системе государственного управления. В демократии борьба всегда ведется между двумя сторонами, баланса нет. Сначала выигрывает одна, через какое-то время победу одерживает другая.

В символе трезубца заложены три аспекта в том числе и современного мира: творца, хранителя, разрушителя в одном лице. Такое обозначение встречается в кашмирском шиваизме. Именно в этой традиции Шиве соответствуют перечисленные аспекты. Другие же традиционные течения относят творение к Брахме, сохранность к Вишну, разрушение к Шиве.

Исторические данные

Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.

Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.

С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.

Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».

В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.

Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.

Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.

В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».

Храм

Город Байджнатх в Индии известен во всем мире храмом бога Шивы. Его построили в тринадцатом веке и назвали одним из имен божества – Вайдьянатх, что в переводе означает «покровительство над лекарями».

Когда-то в этом месте располагалось святилище Шивы. Богатые люди города пожелали увековечить себя в памяти народа и создали новое грандиозное по размаху здание на святом месте. Этих купцов звали Ахук и Маньюк. В наши дни к храму совершают паломничество толпы прихожан и туристов.

Снаружи здание окольцовано стеной, в которой сделано два входа. Шиву изобразили внутри сооружения в виде многорукого божества (лингама). Интересно отметить, что местные жители считают этот образ сваямбху (самовозникшим). Стены храма украшены барельефами богов из индуистского пантеона.

Вход в здание открывается статуей Нанди (белый бык). Согласно легенде, Шива часто передвигался именно на быке. Статуя является символом чистой дхармы, искренности, преданности и мужества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий