Индийский бог любви верхом на попугае – Кама

Философия


Изображение Кама-дева, гуашь на бумаге, Тируччираппалли (Индия), 1820—1825 годы, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) В индуизме Каму почитают, поскольку чувственная любовь или влечение является одной из движущих сил жизни. Бог Кама персонифицирует чувственное влечение, самым сильным ее проявлением считается либидо. Его связывают с рождением и сохранением Вселенной. Согласно Риг-веде желание было первым чувством, возникшем у Создателя. В древности и средние века были популярны посвященные Каме весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями.

Двойственная природа Камадева — владыки мира желаний

Камадев — бог двуликий по своей сути. А царство Камы состоит из двух областей: высшей и низшей, которыми безраздельно правит владыка желаний. Поэтому он пробуждает в нас как низшую эмоциональность, так и высшую.

Низшая эмоциональность пробуждает стремление удовлетворять только грубые чувства и содействует их возникновению в нашем уме. Низшие эмоции, пробуждаемые Камой, и качества, порождаемые ими: жадность, зависть, гордыня, злость, ненависть, тщеславие, страх, тревожность, уныние, похоть, гневливость, жалость, эгоистичная замкнутость, непостоянство и т. п.

Поэтому низшая часть мира Камы представляет собой обитель грубых эмоций, низменных желаний и страстей, корыстных влечений и эгоистичных устремлений. Низшая природа желаний, основана на инстинктивных реакциях из подсознания, это область беЗсознательных «слепых» эмоций. Здесь культивируются страх, ложь, подлость и тому подобные низменные проявления.

Но желание может быть также тонким и благородным, порождённым в стремлении возвысить душу. Так что другой лик Камадева, пробуждающий высшую эмоциональность, ведёт к просветлению. Высшие эмоции, которые порождаются энергией Камадева, и качества им сопутствующие: истинная светлая Любовь, беЗкорыстная сорадость, доброта, жизнелюбие, сострадание, чуткость, участливость и понимание, правдивая дружественность, возвышенное восхищение, приятие, душевная открытость, верность и другие качества и чувства, которые, как правило, присущи возвышенным и светлым душам.

Высшая область мира Камы есть обитель высшей преобразующей Любви ко всему живому, духовного восторга, альтруистических тенденций, восприимчивости к чувствам других.

Бог Кама — владыка астрального плана, эмоционального мира, или, как его ещё называют, мира желаний. Мир Камы «переливается» энергиями двух противоположных полюсов — двух сил, которые действуют в этом мире и представляют собой силы притяжения, или привлечения, и силы отторжения, или отталкивания.

Сила отторжения доминирует в низшей части мира желаний (более плотной и низкой по частоте вибраций). А сила притяжения преобладает в высшей его области. Есть и нейтральная срединная полоса, в которой обе силы смешаны и, смотря под воздействием какой силы пробуждается импульс желания, в том направлении и будет течь энергия: вверх (к высшим вибрациям) или вниз (к низшим).

Мир желаний является причиной всего сущего в проявленном мире. По сути, это мир, побуждающий к действиям в физическом мире. Это источник, из которого «бьёт» импульс к движению и жизни. Мечты, желания, страсти и эмоции — всё это по сути живые силы мира желаний. Он из них состоит. Именно в этом мире на основе полученного эмоционального опыта взращивается ментальность.

Царство Камы, или, как его величают теософы — «Кама-лока10», также является своего рода «чистилищем» для душ после смерти, где происходит очищение от привязанностей к материальному миру. Это место также называют «адом», но таковым оно является только для тех, кто имеет сильную привязанность к физическому плану бытия, и при жизни преисполнен низших чувств, влечений и страстей, порождающих гнев, похоть, зависть, мстительность и т. д. В этой связи проясняется связь Камадева с Дхармадевом, или богом Ямой — владыкой загробного мира.

В первую очередь именно в мире желаний оказывается душа после смерти. Здесь Яма (Дхарма) испытывают душу, насколько она полна привязанностей и связана желаниями, которые возможно удовлетворить, лишь перевоплотившись вновь на материальном плане. Чем больше привязанностей, тем сложнее проходит она «очищение». Более подробно об этом можно почитать в нашей статье о верховном владыке царства мёртвых Ямарадже.

Приложения

Библиография

  • Мадлен Биардо , Исследования в области индуистской мифологии , Пондичерри / Париж, Французская школа Дальнего Востока,1994 г., 320  с. ( ISBN  2-85539-771-5 и )
  • (en) Дж. Б. ван Буйтенен и Корнелия Диммитт , Классическая индуистская мифология: читатель санскритских пуран , Филадельфия, Temple University Press,1978 г.
  • Жан Герберт , La Mythologie hindoue, сообщение сына , Альбин Мишель , колл.  “Spiritualités Vivantes Poche”,Январь 1980 г., 3 е  изд. ( 1 – е  изд. , 1953), 496  с.
  • Свами Нитьябодхананда , Мифы и религии Индии , Maisonneuve и Larose,1967
  • (en) Девдатт Паттанаик , Индийская мифология: сказки, символы и ритуалы из самого сердца субконтинента , Внутренние традиции / Bear & Co,2003 г., 216  с.
  • (en) Гейл Хинич Сазерленд , Маскировка демона: развитие яксов в индуизме и буддизме , Олбани (Нью-Йорк), SUNY Press, колл.  “Серия SUNY в индуистике”,1991 г., 233  с.
  • Уильям Дж. Уилкинс ( перевод  Жан-Лорана Савойя), индуистская мифология , L’Harmattan ,2006 г.( 1- е  изд. 1882 г.), 400  с. ( ISBN  2-296-14093-9 и )
  • (in) Джордж М. Уильямс , Справочник по индуистской мифологии , Oxford University Press, сб.  «Справочники мировой мифологии»,2008 г., 372  с.

Тримурти – индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица – Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну – сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, – разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному

Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм – Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти

К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Имя «Кама» и эпитеты Камадева

Имя Кама (काम,

kāma) на санскрите имеет значение не только ‘любовь’, и не только ‘чувственное желание’, но и желание вообще как таковое (в т.ч.काम्या kāmyā — ‘желание чего-л’), устремление к чему-то, побуждение к действию.

Камадэвом, или Камой, именуют в писаниях также богов Вишну (Согласно тексту «Бхагавата-пураны», богу Вишну поклоняются как Камадеве в Кетумала-варше6), Шиву и Агни. В частности в гимне «Атхарваведы» к Агни (III, 21) к богу огненной стихии обращаются по имени Кама:

Одним из эпитетов бога Камы является Пушпа-чапа (पुष्पचाप, puṣpa-cāpa) — «Обладающий луком из цветов». Также Манасиджа (मनसिज, manasi-ja — ‘рождённый умом, любовь’), что означает «Рождённый в уме». Тот же смысл в его имени Манобхава (मनोभव, mano-bhava — ‘возникший в мыслях, воображаемый, чувство, эмоция’). Также он Шарираджа (शरीरज, śarīra-ja — ‘телесный, материальный, живое существо’). Или Манматха (मन्मथ, manmatha — ‘любовь’), то есть «Волнующий, смущающий душу». Его именуют Мадана (Мадин मदिन्)— ‘одурманивающий, сводящий с ума’. Или Аджа (अज, aja) — ‘нерождённый’, то есть самопроявленный.

Эпитетом Камы, кроме того, считается Мара (मार, māra — ‘уничтожающий, помеха, препятствие, смерть’). Одним из его имён также является Вишмапана (विस्मापन, vismāpana — ‘удивительный’). Он ещё величается как Ананга (अनङ्ग, anaṅga), что означает «беЗтелесный». Историю о том, почему бога Каму стали именовать «беЗтелесным» поведала нам «Рамаяна» (книга I, глава 23): Кандарпа (कन्दर्प, kandarpa), он же Кама, однажды принял облик человека и погрузился в медитацию Махадэву. Когда Шива появился в сопровождении Парвати и небожителей, Кама попытался оказать влияние на ум Шивы, и расплата за столь дерзкий поступок тут же последовала: Кама был испепелён огненным пламенем третьего глаза Шивы. Так Кама стал беЗтелесным. И с тех пор его именуют Ананга.

Бога Каму также величают Прадьюмна (प्रद्युम्न, pradyumna — ‘любовь, наслаждение, разум, интеллект’), когда он предстаёт как сын Вишну, то есть Кришны — аватара бога-хранителя мироздания, и его супруги Рукмини, которая была воплощённой богиней Лакшми. Об этой истории будет подробнее рассказано далее в статье.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица – греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа – Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность – творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот – сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты – дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Историческая справка

Индуистские божества эволюционировали от ведической эры (второе тысячелетие до н. э.) до средневековой эры (первое тысячелетие н. э.). На региональном уровне — в Индии, Непале и в Юго-Восточной Азии. Точная природа веры в отношении каждого божества варьируется между различными индуистскими конфессиями и философиями. Всего в различных традициях насчитывается 330 тысяч таких сверхъестественных существ.

Сходство Камы и Купидона, Вишвакармы и Вулкана, Индры и Зевса приводит многих к поспешному заключению, что боги индийской мифологии похожи на греческих небожителей. Но греческая мифология совершенно отличается от индуистской. Она отражает субъективную истину греков, которые верили в многобожие.

Камадэв — бог, преподносящий уроки через страдание

Итак, Камадэв является богом, олицетворяющим человеческую силу желания любого рода. Но эгоистичное желание, как известно, приводит к страданию. Если бы страдание не следовало за достижением таких желаний, ни о каком развитии и речи быть не могло. Но Камадэв преподносит нам уроки именно благодаря постижению горького опыта — расплаты за следование путём эгоистичных устремлений.

Это рано или поздно отвергает от такого рода желаний человека, познавшего со всей очевидностью иллюзорность, бренность и недолговечность мнимого счастья, полученного благодаря им. Страданиями словно «выжигаются» все одолевающие нас страсти. Что, в свою очередь, ведёт к зарождению в наших сердцах возвышенных желаний.

Первые сотворённые Брахмой люди, согласно «Вишну-пуране» (книга I, глава VI) были чисты разумом, и в глубине их сердец сиял Свет Всевышнего, но вскоре в них посеял Кала14 зерно нечестья, породившее впоследствии вожделение, и пробудило оно страсти и другие эгоистичные порывы. Это привело к появлению боли и страданий, которые возникали от резко противоположных ощущений.

Люди разделились на тех, кто искоренял в себе проявления от этого семени, и тех, «в чьих рассудках пышно разрослось семя эгоизма, сотворенное Калой». Все надежды таких дурных людей тщетны, всё желаемое ими обречено на разрушение. Здесь речь идёт о том, что физическая любовь являет собой разновидность боли, и только мудрый, постигший все три типа страданий душевных и телесных (Адхьятмика, Адхибхаутика, Адхидайвика), обретает отрешённость от объектов материального мира, и достигает окончательного Освобождения.

В («Сканда-пуране», глава 21, часть 1) говорится, что «Кама-Ананга является причиной падения всех живых существ, он «воплощение страдания», поэтому Шива сжигает его пламенем своего третьего глаза, «освобождая всю Вселенную от Камы-любви и Кродхи-гнева, которые существовали уже на заре Творения мироздания». Кродха берёт начало в Каме. Кродха (гнев) — его родственник, как гласит «Сканда-пурана», и он обладает невероятной силой. Вместе они (Кама и Кродха) завоевали и наполнили собою мир. Согласно «Махабхарате», желания и гнев суть источники страдания для тех, кто пребывает в невежестве.

В «Махабхарате» (книга XII) сказано, что других уз, препятствующих на Пути к Освобождению, нет, кроме уз Камы. И рассечение уз Камы есть сущность Освобождения. Каму именуют «порождающим труд, жажду и горе, вожделение, жадность, уныние», ввиду постоянно возникающих устремлений к удовлетворению ненасытных желаний.

В «Махабхарате» (книга XII, глава 177) некогда вожделевший богатства земного и преуспеяния мирского Манки, но постоянно терпящий неудачи в своём устремлении, постигает бренность и беЗсмысленность желаний и речёт такие слова: «Укротив свои чувства, овладевши собой, я отрешаюсь ото всех желаний сердца, тебя покинув, Кама, который доселе обитал во мне. Я буду спокойно относиться к понося́щим, не буду вредить вредящим, с предавшимися ненависти говорить дружелюбно буду, а на неприязнь не обращу вниманья. Поскольку ты отрешён от желаний — постольку и счастлив!».

Кубера

В древнеиндийской религии и мифологии представлено огромное количество всевозможных богов и божественных существ. Все они делятся на две категории: главных богов, которых почитало большинство верующих в Индии, а также низших богов, которые олицетворяли отдельные силы природы или явления и, как правило, являлись детьми высших богов. Одним из наиболее почитаемых богов низшего пантеона.

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну.

Кама – бог любви, вооруженный луком

Издавна бога Каму изображают как прекрасного юношу, вооруженного луком. Для многих исследователей этот факт кажется очень странным, так как наталкивает на мысль о его сходстве с греческим Купидоном. Правда, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что одна из культур переняла у другой образ бога любви.

К тому же есть ряд особенностей, которые присущи только индуистскому небожителю. Так, бог Кама вооружен луком, состоящим из сахарного тростника. При этом роль тетивы исполняют медоносные пчелы, символизируя этим сладость любви. Помимо лука, бог Кама держал в руке развевающееся знамя. На нем изображена макара – животное-химера, обладающее чертами крокодила и дельфина.

Также, согласно мифам, в колчане бога всегда находится пять стрел, наконечниками которых служат соцветия различных цветов. Например, цветок дерева ашоки зарождал любовь, а манго пробуждал жгучую страсть. Таким вот необычным способом индуисты попытались объяснить то, что у каждого человека любовные переживания проявляются по-разному.

Изображение Камадева

Кама изображается, как правило, в виде красивого молодого человека с зеленой, красной или золотой кожей, с луком и стрелами, сидящего на попугае Шуке, который является его ваханой.

«Каранагама» описывает, каким должно быть изображение бога Камы: «четыре руки, три глаза и потрясающий взгляд, одна рука несет змею, другая — акшамала16, третья и четвертая соответственно находятся в патакахаста17 и в жесте шучи».

Лук, принадлежащий богу Каме, сделан из сахарного тростника. Его стрелы из мангового дерева называются Чуташара (चूतशर, чута-шара) или цветочные стрелы (украшенные цветами) Пушпашара (पुष्पशर, пуṣпа-шара), они ароматны и наполнены медом. Одна из его стрел называется Кшобхана (क्षोभण, kṣobhaa) — «Возбуждающая»; и есть также стрела, называемая Сандипана (संदीपन, saṅdīpana) — «Зажигание» или «Пробуждение». Каранагама, с другой стороны, дает имена стрелам, таким как Тапини, Дахани, Вишватохини, Вишвамардини и Мадини. В священных писаниях упоминается стрела под названием «Мохана» («Колдун»), которую Кама выстрелил в Шиву, чтобы победить его разум чарами богини Парвати.

Его стрелы благоухают цветами, такими как цветы дерева Ашока, белый лотос, голубая лилия, жасмин и цветы мангового дерева. Также считается, что пять стрел Камадева — это пять чувств, благодаря которым происходит взаимодействие с материальным миром и его восприятием, что влечет за собой возникновение ощущений, эмоций и желаний, в результате которых я испытываю и в принципе , возможна эволюция нашего индивидуального сознания.

Каму сопровождают попугай, кукушка или пчелы. Он также связан с образом Макара, который изображен на знамени бога. Здесь можно проследить связь Камадевы с водным миром. Как известно, вода — это элемент эмоционального мира, которым правит бог Кама.

Кама, бог любви.

Лук Камы сделан из сахарного тростника, стрелы — из бутонов лотоса, а тетива сплетена из жужжащих пчел.

Кама является персонификацией желания и чувственного наслаждения, в особенности сексуального. Его действия определяют закон сансары, бесконечную вереницу рождений и смертей.

Самый древний среди богов, он пробудил у Создателя желание других существ. Каму именуют по-разному: то Дипака (Возжигатель), то Гритса (Проникающий), то Майи (Обманщик), то Мара (Разрушитель), то Рагавринта (Поступь страсти), то Титха (Огонь). Он женат на Рати (Вожделение).

Каму изображают красивым юношей, стоящим на попугае и вооруженным луком из сахарного тростника с тетивой из пчел и стрелами из бутонов лотоса. Едва родившись, он оглядывается вокруг и спрашивает, что будет воспламенять.

Бог «без тела».

Кама всегда готов вызвать любовь у людей и у богов, как мы это увидим. Сати, не в состоянии выносить пренебрежительное отношение отца к ее супругу Шиве, покончила с собой, бросившись в огонь. Потрясенный Шива ушел в Гималаи, чтобы созерцать, воздерживаться и пребывать в аскезе. Рядом поселилась горянка Парвати, смиренная и почтительная

В молчании она занимала ту же позу, что и он, выполняла те же движения, надеясь привлечь внимание и завоевать его любовь. В ней-то и перевоплотилась Сати. Тем временем миру стал грозить Тарака — демон, которому Брахма даровал неуязвимость

Только отпрыск Шивы смог бы его одолеть. Но где ему взяться, если бог находит удовольствие в полном воздержании и на женщин не смотрит? Тогда по просьбе богов Кама со своей супругой Рати отправились к Шиве. Бог любви обманул «стража ворот» быка Нандина, превратившись в ароматный ветерок. Приняв обычный вид, он наблюдал за Шивой 60 миллионов лет, после чего послал в него стрелу. Шива открыл глаза, увидел Парвати, и его наполнило желание. Осознав, что это Кама вывел его из глубокой медитации, он нашел его и испепелил взглядом. Шива обернулся к Парвати и, восхищенный чистотой ее любви к нему (без плотской примеси), пообещал исполнить самое сокровенное ее желание. Парвати попросила: «Пусть Кама живет и согревает мир». — «Кама будет жить, но без тела!» Этот эпизод объясняет имя Камы — Ананга (Бестелесный), а также его присутствие в мире, скрытое и вечно действенное

Тем временем миру стал грозить Тарака — демон, которому Брахма даровал неуязвимость. Только отпрыск Шивы смог бы его одолеть. Но где ему взяться, если бог находит удовольствие в полном воздержании и на женщин не смотрит? Тогда по просьбе богов Кама со своей супругой Рати отправились к Шиве. Бог любви обманул «стража ворот» быка Нандина, превратившись в ароматный ветерок. Приняв обычный вид, он наблюдал за Шивой 60 миллионов лет, после чего послал в него стрелу. Шива открыл глаза, увидел Парвати, и его наполнило желание. Осознав, что это Кама вывел его из глубокой медитации, он нашел его и испепелил взглядом. Шива обернулся к Парвати и, восхищенный чистотой ее любви к нему (без плотской примеси), пообещал исполнить самое сокровенное ее желание. Парвати попросила: «Пусть Кама живет и согревает мир». — «Кама будет жить, но без тела!» Этот эпизод объясняет имя Камы — Ананга (Бестелесный), а также его присутствие в мире, скрытое и вечно действенное.

Шива и Парвати соединяются. У них рождается сын Кумара, который и умерщвляет демона.

«Страж ворот». Индуистская мифология знает несколько «стражей ворот». Их миссия заключается в охране тайн от чужого любопытства. Ганеша и белый телец Нандин входят в свиту бога Шивы: первый охраняет личную жизнь Парвати, второй — сексуальные отношения или аскетизм Шивы.

Легенды о Каме

Легенду о перевоплощении Камы — Прадьюмне — повествует «Бхагавата-пурана», где сказывается, как воплощённая страстная сторона Камы (Камарупин) — асур по имени Самвара — узнав, что родившемуся сыну Кришны суждено стать его врагом, похитил ребёнка и забросил на дно морское, где того поглотила огромная рыба. Эту рыбу вскоре выловили рыбаки и принесли Самваре в дар. Повариха Майявати, которая являлась воплощением супруги бога любви Камы — Рати, обнаружила в рыбе ребёнка, а от Нарады7 Рати узнала, что этот ребёнок — воплощение её супруга.

Пока Майявати воспитывала его, она сильно к нему привязалась. А когда Прадьюмна вырос, Майявати поведала ему о том, что он суть воплощение Камадева, а она его супруга Рати. Получив от Майявати тайное знание, разрушающее влияние любой иллюзии — махамайю, — Кама убил асура Самвару, искусного во многих видах майи. И они вместе с Рати отправились в Двараку8, где воцарилась великая радость в связи с возвращением сына Кришны и Рукмини домой живым и невредимым.

В «Шива-пуране» (Рудра-самхита, раздел I, глава 2) Каму называют «вредящим аскезе подвижников» и рассказывается о том, как Камадев стремится разрушить аскезу сына Брахмы мудреца Нарады. Кама является к нему со своей супругой Рати, в сопровождении Васанты — богини Весны, дабы сокрушить гордыню аскета. Но то место было защищено от влияния Камадева богом Шивой, который был наречён «победителем Камы».

Противоречиво рассказывают древнейшие сказания о рождении Камы. В некоторых источниках он предстаёт как сын Брахмы, когда описывается как появившийся в начале Творения из первоначальных вод и рождённый из ума Брахмы. Согласно «Калика-пуране», Кама был рождён Брахмой, и главной его задачей было распространение по всему мирозданию света любви, который начинал сиять в сердцах, поражённых его цветочными стрелами.

В «Сканда-пуране» (глава 21) сказано, что именно благодаря Каме была создана объективная Вселенная, природа всего сущего. Также бог Кама считается сыном бога справедливости и благочестия Дхармадэва и дочери Дакши Шраддхи — богини, олицетворяющей веру. Согласно «Махабхарате» (книга I, глава 60), великий Дхарма произошёл от Брахмы, родившись из его правой груди, и у него было трое прекрасных сыновей: Кама (Любовь), Шама (олицетворение Мира) и Харша (Радость). Все трое братьев обладали несравненной красотой, они своей силой поддерживают всё мироздание.

Лакшми как шриватса

Слово «шриватса» на санскрите означает «возлюбленный Шри». Это завиток волос или благоприятный знак, который находится на груди Вишну – любимого супруга Шри, то есть, Лакшми. Этот знак свидетельствует о верности Вишну своей жене. Из-за того, что Лакшми является богиней богатства и процветания, то естественно, что шриватса способна приносить удачу. У нас также есть интересная статья про символ Аум.

Символ шриватса в разных вариантах исполнения

Кришна – восьмая аватара Вишну. В центре его груди находится шриватса. Также этот символ называют «нандьяварта», что переводится как «завиток счастья». Он представляет собой сочетание крюков, образующих греческий крест, или имеет форму свастики.

Примечания

  1. Sanford A. Shifting the Center: Yakṣas on the Margins of Contemporary Practice // Journal of the American Academy of Religion (англ.)русск.. — 2005. — Т. 73, № 1. — С. 89—110.
  2. 12345 Вигасин, Дубянский, 1996.
  3. Benton C. God of desire: tales of Kamadeva in Sanskrit story literature. — N.Y: State University of New York Press, 2006. — С. 236.
  4. 123 Ramanuja, 2013.
  5. Monier-Williams M., Leumann E., Cappeller C. A Sanskrit-English Dictionary: Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. — Motilal Banarsidass Publications, 2002.
  6. 12Klostermaier K. A Concise Encyclopedia of Hinduism. — Oxford: Oneworld Publications (англ.)русск., 1998, 2003. — С. 94.
  7. Дубянский, 1996.

Символы бога Камы

С древних времён индийцы считали Каму одним из главных божеств пантеона, ведь в его власти были вопросы любви и продолжения рода. На величие бога указывает даже его происхождение.

Отцом Камы стал верховный бог Вишну, олицетворяющий гармонию и силы порядка, а матерью – Лакшми, покровительница богатства, успеха и счастья. Если задуматься, то соединение этих качеств и особенностей всегда присутствует в счастливой любви, где есть и богатство души, и гармония в отношениях.

Если вы посмотрите на изображения Камы, то, вероятно, некоторые особенности его внешности могут удивить. Чаще всего он показан красивым юношей, кожа которого имеет зеленоватый оттенок. Почему же так?

У многих древних народов зелёный цвет ассоциировался с силами плодородия. Ездовое животное Камы – попугай. У птицы непременно должен быть красный клюв и зелёные перья. Цвет оперения говорит о рождаемости, плодовитости, которую дарит Кама людям, а вот красный символизирует страсть и непреодолимое влечение.

Но, как мне кажется, самый интересный атрибут бога – его оружие. Кама всегда вооружён луком, однако, в отличие от вооружения греческого Купидона, он у бога не совсем обычный.

Сам лук сделан из сахарного тростника, его тетива – это медоносные пчёлы, а стрелы – это цветы дерева ашоки. Такое оружие является символом сладости любви, её чарующей силы.

Расправа Шивы с Камой

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Смерть и воскрешение Камы

Верной супругой Камы выступает красавица Рати. У этой богини множество имён, каждое из которых говорит о её очаровании и соблазнительности. Рати воплощает сексуальное влечение, страсть, которые, как считают индийцы, должны идти рядом с любовью (Камой).

Самое известное предание о Каме и его супруг рассказывает о настоящей трагедии, которая едва не произошла из-за конфликта богов. Шива, один из верховной троицы божеств, был известен как бог-аскет, проводивший все свои дни в медитации. Когда-то у него была супруга Сати, однако она, намереваясь защитить честь мужа, добровольно приняла смерть в жертвенном пламени. С той поры Шива не желал обращать свой взор ни на одну женщину.

Прекрасная Парвати, посвятившая всю свою жизнь служению Шиве, была перерождением его супруги. Бог, конечно, не подозревал об этом. Женщина постилась, жила отшельницей в лесу, считая, что ради возлюбленного следует выносить любые тяготы. 

Шива был бесстрастен к её мольбам. Однако боги любви, Кама и Рати, услышали просьбы Парвати, которая умоляла сделать её женой любимого бога. Вместе с супругой Кама отправился на священную гору, где медитировал Шива

Рати решила затуманить разум бога, заставив его потерять концентрацию и обратить внимание на Парвати. Шива не сразу, однако понял, что кто-то пытается внушить ему свою волю. 

Парвати

Сделав усилие, он изгнал Рати из своих мыслей, продолжи медитацию. Тогда за дело взялся Кама. Бог любви выстрелил в грудь Шивы из своего чудесного лука. Ощутив лёгкий укол, верховный бог открыл глаза. В гневном порыве он сверкнул глазами в сторону Камы, из-за чего тот обратился в горстку пепла.

Однако стрела Камы уже начала своё действие, а вскоре Шива сам пришёл к Парвати, предложив ей стать богиней. Несчастная Рати молила пару воскресить своего мужа.  Шива согласился, однако Кама, утративший своё тело, так и не смог вернуть свою телесную оболочку. С тех пор бог стал невидимым – впрочем, как и сама любовь, которая до определённой поры не проявляет себя.

Тема недели: Преподобный Сергий Радонежский: жизнь и наследие

Статья

Деяние о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца

Статья

Троице-Сергиева Лавра и Предстоятели Русской Церкви

Статья

Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского

Статья

Училище иконописания в стенах Троице-Сергиевой Лавры в конце XIX – начале XX вв.

Статья

Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году

Статья

Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)

Статья

Преподобный Сергий в «Сказании» Авраамия Палицына

Статья

Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

Статья

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Статья

Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России

Статья

Чему нас может научить преподобный Сергий Радонежский?

Статья

Преподобный Сергий как выразитель кафолической природы Церкви

Статья

Стенопись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Роспись западной стены – композиция Страшного Суда

Статья

Преподобный Сергий Радонежский – деятель русского Православного Возрождения

Мнение

Преподобный Сергий: 600 лет обретению мощей

Статья

Дорога к Преподобному

Статья

Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году

Статья

Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева

Символы богини и их значение

Такими словами описывается Богиня в «Вишну-Пурана». Впрочем, это только часть из того, что говорится о лотосоокой богине в письменах. Её любят изображать в разных ипостасях, с различными предметами и разными благословляющими жестами (так называемыми мудра Лакшми), в которые вкладывается глубокий духовный смысл.

Индийская богиня с множеством рук чаще всего показана сидящей на лотосе, который является символом материнства, духовной чистоты. Невероятно красива, она завораживает, заставляет рассматривать каждый символ, изображенный вместе с ней.

Можно встретить самые разные картинки, на которых Лакшми предстаёт в различных образах. Богиня процветания может изображаться с разным количеством рук. И это неспроста. Если она имеет восемь рук, то в них она держит гада (жезл), дханус (лук), шанкха (раковину), стрелу, анкус (стрекало), деревянный пестик, чакра (колесо), падма (лотос).

Если у Лакшми четыре руки, то вариантов может быть несколько:

  1. Падма (лотос), шанкха (раковина), гада (жезл), чакра (колесо).
  2. Падма (лотос), лотос, сосуд с нектаром, махалунга (лимоноподобный плод).
  3. Падма (лотос), санкха (раковина), плод бильва (деревянное яблоко), сосуд с амброзией.
  4. В верхних руках – по лотосу, а из нижних сыплются золотые монеты или только из одной сыплются монеты, а пальцы другой сложены в благословляющем жесте.

Также у Лакшми может быть две руки. В таком случае в одной руке она держит лотос, а в другой раковину. С Вишну она имеет чаще всего именно две руки. В одной из них у неё находится лотос, в другой – шрифала (кокос) или лотосы в каждой руке. Сидит она на змее Ананте, левом бедре Вишну или орле. Иногда можно встретить изображения, на которых богиня с шестью руками.

Можно ещё заметить, что индийская богиня, точнее, цвет её кожи, может описываться по-разному. Она бывает розовой, золотисто-жёлтой, белой, темной. Если Лакшми цвета грозовой тучи, то это напрямую указывает, что она жена Вишну – темноликого Бога. Розовый цвет отображает сущность Лакшми как сострадание ко всем живым существам, ведь она является Матерью всего сущего.

Богиня Лакшми часто облачена в золотые одежды, стоящей или сидящей на распустившемся цветке лотоса. Иногда попадаются картинки, на которых рядом с ней находятся слоны по пояс в воде. Это – Гаджи Лакшми, символизирующие великолепие и славу великой богини. Кстати, лотос Лакшми может находиться на разной стадии раскрытия. И это не просто так. Он олицетворяет собой существа на разных этапах развития сознания.

Итак, Лакшми – богиня процветания и богиня богатства, символ любви и материнства, грации и красоты. Она – воплощение духовной чистоты, бессмертия, удачи, счастливой судьбы. И каждый символ Лакшми имеет глубокий смысл.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Радха

Радху почти всегда изображают рядом с Кришной. Она также известна как Радхика или Радхарани. Считается, что Радха и Кришна неполны друг без друга, а Радха — спутница и друг Кришны, который представляет его собственную божественную силу и Шакти. Радха считается более высокой, чем Рукмини (жена Кришны и воплощение богини Лакшми), а не воплощение самой Лакшми (супруги Вишну). Радха известна своей безмерной преданностью Кришне, которая отражает стремление каждого преданного соединиться с высшим. Благодаря силе своей преданности она смогла достичь статуса богини и стать повелительницей большого числа преданных.

Родственные связи

Согласно общепринятому мнению, бог Кама был женат на богине любовной страсти Рати. Именно она сопровождала мужа на протяжении всей его небесной жизни. Однако есть несколько мифов о том, что второй супругой Камы была богиня чистой любви Прити. В целом в этом нет ничего необычного, так как для индусов многоженство — это вполне обычная практика.

Куда сложнее разобраться в потомственной линии этого божества. Так, он имел дочь Тришну, которая олицетворяла духовную жажду или страсть к жизни. Помимо этого, некоторые источники сообщают о том, что у Камы был то ли сын, то ли младший брат по имени Кродха (бог, зарождающий гнев в сердцах людей).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий