Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

Мифы и легенды

Первым воплощением великой богини была Дурга, прекрасная желтокожая воительница, восседающая на тигре. Обстоятельства, при которых она появилась, были неудачными: демон Маниша, используя свою силу, терроризировал всех окружающих существ. Боги боялись его огромного водяного быка, и даже Вишну или Шива не могли противостоять ему. И только объединенная энергия (шакти) всех небесных существ казалась способной уничтожить Манишу, и вот восемнадцатилетняя Дурга вышла на поле битвы. После титанической борьбы она взобралась на быка и отобрала у демона его оружие – страшную булаву. Позже, когда власть Деви утвердилась, боги время от времени обращались к ней по мере необходимости, давая ей то или иное оружие и силу, так что она стала “всеобъемлющей”.Часто змей называют общим именем – наги. Согласно легендам, они обладают сверхъестественными свойствами. Змеи – постоянные обитатели колодцев, рек, родников. Они являются хранителями воды и урожая. Змеи также считаются хранителями сокровищ. Поэтому нередко можно увидеть их изображения у входов в храмы и святилища.

Атрибут

У Брахмы четыре руки являются символами сторон света: севера, юга, запада и востока.

Задней правой рукой он повелевает умом, задней левой рукой — разумом, передней правой рукой — эго, передней левой рукой — самоуверенностью.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

С божеством связаны следующие символы:

  1. Четки – воплощение разных материальных субстанций, необходимых для создания Вселенной.
  2. Книга Вед равноценна знаниям.
  3. Золото — деятельность. Брахма с золотым ликом является символом его активной деятельности в процессе сотворения мира.
  4. Лебедь — милосердие, умение разделять плохое и хорошее. Божество передвигается на лебеде Хамсе. Такая повозка называется Вахану.
  5. Корона — символ верховной власти над всем миром.
  6. Цветок лотоса равноценен природе, сущности всех элементов и живых творений Вселенной.
  7. Борода черного цвета или седая означает мудрость Брахмы, вечное творчество.
  8. Четыре лица, руки и головы символизируют четыре веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву.

Ваханой (транспортом) Брахмы стал лебедь, обладающий божественной силой. Его индусы почитают по-особенному. Лебедь обладает удивительными качествами: способностью разделять молоко из молочно-водяной смеси – нира-кшира-вивека. Еще его считают символом справедливости, независимо от жизненной ситуации. Каждый должен уметь отделять благое от скверного, принимая свою духовную сущность или отвергая ее, если таковой не имеет.

Происхождение и роль

Согласно индийской народной традиции, богиня Дурга является женой Шивы в одной из его ипостасей. Дурга особенно почиталась неарийской частью населения Индии, а в период индийской истории, когда народные верования индийцев синтезировались с индуизмом, она была включена в индийский пантеон богов как воплощение Парвати, одной из жен Шивы. День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За один день Брахма проводит четырнадцать Манвантар, проходя 1000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна манвантара (“манвантары”, на санскрите मन्वन्तर, – время, в течение которого правят человечеством правители Ману) составляет примерно 71 дивья-югу, поэтому в сутках Брахмы четырнадцать правлений Ману, один Ману правит в период, эквивалентный 306 720 000 ЗЛ, включая промежутки времени между ними (точное значение – 308 571 429). Одна Маха-юга имеет 4 320 000 зиюг и делится на 4 юги, следуя одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Критха-юга, (1 728 000 лет до н.э.), Трета-юга (1 296 000 лет до н.э.), Двапара-юга (864 000 лет до н.э.) и Кали-юга (432 000 лет до н.э.). Каждой новой юге предшествует время сумерек, или “сандхья”, и последующий период, “сандхьянса”, который длится 1/10 времени соответствующей юги.

Семья

Богиня знания и мудрости Сарасвати приходится Брахме женой.Сарасвати представляет собой индийское название, которое дано женскому клону энергии Парамештхина-Творца. Шакти Брахмы упоминается, как правило, покровительницей 64 искусств. Женская энергия – не что иное, как сила Творческой мысли, без которой невозможен какой бы то ни был акт творения. Именно по этой причине Камаласана и Сарасвати считаются креативной космической четой, единой и неразделенной, словно творческий принцип или творческая энергия. Целостность этих двух аспектов имеет большое значение. Когда устанавливают равенство между этими высокими идеалами, то относительные факторы их взаимоотношений принимают абсолютное значение.

И Владыку потомков, и его супругу необходимо воображать золотистыми и лучезарными. Подобно небесному светилу, божества испускают воодушевляющий, поэтический свет, инициируя тем самым развитие и рост. Поддержка и неиссякаемая внутренняя мощь Брахмы и его спутницы может оказать помощь в создании творческого прототипа своего бытия.

У Распорядителя посредством силы духа рождаются сыновья – Атри, Пуластья, Маричи, Дакша, Крату, а также Ангирас, Бхригу и Пулаха. На молодых богов возложена роль родоначальников божеств и людей. Последние появляются на свет вследствие инцеста Брахмы с собственной дочерью, которая в индуистских манускриптах выступает под разнообразными именами – Сандхья, Врахмани, Вач, Шатарупа и даже

Сарасвати.

Интересный момент связан с шакти Брахмы – Савитри. После создания потомков Властитель планет не получает радости и решает упростить свое пребывание во Вселенной. Так, он порождает при помощи произнесения священного заклинания из половины своего тела другое существо – богиню Гайятри.
Зачарованный ее красотой, Архитектор мира создает себе 4 лица. В таком случае он может смотреть на богиню в любом положении

Обратив внимание на неутолимую страсть Брахмы, Гайятри летит на небеса к братьям, а у ее поклонника образуется 5 лицо, которое обращено вверх. После кровосмешения Шиве приходится отрубить Брахме пятую голову

Места поклонения

Согласно мнению некоторых эзотериков, культ Брахмы набрал наибольшее число последователей в период доведического индуизма. Однако позже его сместили с лидирующей позиции культы Шивы и Вишну.
Невзирая на тот факт, что Саморожденный входит в состав Тримурти, его культ проигрывает культам остальных богов даже в нынешнее время. На территории Индии находится несколько посвященных Набхиджа религиозных строений, тогда как храмы в честь Вишну и Шивы исчисляются десятками тысяч.
Хотя молитвы Сидящему на лотосе считаются неотъемлемой частью почти всех индуистских обрядов, существует малое количество посвященных ему пагод. Наиболее значимым и почитаемым считается храм Брахмы, расположенный в Пушкаре, что в Раджастхане. Ежегодно при полнолунии такого лунного месяца, как Картика (выпадает на октябрь – ноябрь), там проводят религиозный фестиваль во имя Брахмы. Тысячи богомольцев приходят в это время для проведения ритуала омовения в свято чтимом озере Пушкар, которое прилегает к храму.

Итак, самые известные места поклонения Брахмы находятся в штате Керала, деревне Нерур, городе Кумбаконам, поселении Асотра, местечке Брахма-Кармали, городке Кхедбрахма и деревне Кхокхан.
В культовом строении в Тирунавае в честь Рожденного в воде систематически проводятся пуджи, а в период Навратри — грандиозные фестивали. Еще одна пагода Брахмы находится в деревне Тирупаттур, что в штате Тамил-Наду. Здесь также находится самадхи философа и знатока Вьякрапатхи.
Популярное мурти Канджа расположено в селении Мангалведха, что примерно в 50 километрах от Солапура. Храм в честь Первородного воздвигнут в местечке Калахасти, которое относится к штату Андхра-Прадеш. Самый большой на земном шаре храм Брахмы расположен в камбоджийском Ангкор-Вате.

Заключение

Брахма является источником и семенем всего живого. Божество представляет собой причину творения и, одновременно, творца. В боге переплетаются бесконечность с беспредельностью. От Брахмы берут свое начало время, пространство и причинность, откуда образуются формы и имена.

Происхождение

Эпос «Махабхарата»(1.1.20) называет Брахму «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность». Там же Брахма считается тождественным Шиве (Ишане) и Вишну.

В летописи Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахму почитают как саморожденного. У него не было матери. Он появился на свет в цветке лотоса, который вырос из пупа Вишну, когда была сотворена Вселенная. Именно поэтому Брахму еще называют Набхиджей (рожденным из пупа).

Пураническая легенда гласит, что рождение Брахмы связано с водой. В ней Вишну оставил свое семя, которое превратилось в космическое яйцо с золотой скорлупой. Внутри этого яйца и зародился Брахма (Хираньягарбха). Когда оно раскололось, скорлупки расширились до размеров Вселенной. Благодаря этой легенде, Брахма получил еще одно имя — Канджа (тот, кто рожден в воде). Он известен и как сын Верховного существа Брахмана. В его появлении на свет участвовала и энергия Пракрити (Майя).

Бог грома и бурь

В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального Бога или гигантского Пуруши. Он восседает на троне в грозовых облаках Сварги, или третьего неба, является правителем облаков и небес вместе со своей женой Индрани. В индийской мифологии облака приравниваются к божественному скоту, а звук грома во время штормов – это Индра, сражающийся с демонами, которые вечно пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к Богу, доящему свое стадо. Индра охватывает и контролирует вселенную, балансируя землю на ладони и манипулируя ею в соответствии со своей прихотью. Он создал реки и ручьи, придавая форму горам и долинам своим священным топором.

Кто это?

Индийский эпос главенствующую роль в пантеоне божеств отдает Брахме. Много лет назад во вселенских водах плавало золотое яйцо, внутри которого шло зарождение и развитие младенца. До поры до времени он спал. Но когда настал нужный момент, он пробудился. Так возникла первая мысль Брахмы.

Сила мысли была настолько мощной, что смогла расколоть космическое яйцо на равные половинки. Это были земной и небесный своды. Все сущее состояло из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня, эфира и мысли. Небесный свод Брахма наполнил звездами, в сушу покрыл равнинами, горами, морями и реками.

Бог выступает воплощением творческого начала Вселенной. Он есть Абсолют. Им был не только создан весь мир, но и определен хронологический порядок существования мира.

Сущность Бога

Главное божество брахманизма – великий исполин Брахма- бестелесное и безличное существо, которое невозможно описать словами, доступными простым людям Но главенствующая задача каждого верующего – это слиться со своим Богом и стать с ним единым целым.

В философии брахманизма много внимания уделяется пране – жизне творческому дыханию человека. Через прану любой соединяется со Вселенной и получает оттуда энергию и активность.

Закон Кармы действует через закон постоянных перевоплощений – сансару, колесо жизни. Точка соприкосновения колеса с землей и являются настоящим положением человека в сегодняшней жизни, чтобы следующее перевоплощение было более удачным, нужно отказаться от всех радостей бытия.

Многие ошибочно считают, что философия йоги появилась в Буддизме, но она зародилась еще в индуизме и уже тогда проповедовала аскезу и подчинение физиологических законов тела высокой душе.

Наузы

Узелковая магия возникла в незапамятные времена. Древние славяне пользовались наузами в проведении разных обрядов. Эти узелки стали ритуальными символами, которые защищали простых людей в самых разных житейских ситуациях:

  • снимали сглаз, порчу;
  • избавляли от негатива и темных мыслей;
  • очищали энергию окружающего пространства;
  • лечили тело и душу;
  • помогали людям жить с богом в душе.

Наши славянские предки умело завязывали узелки, чтобы иметь возможность обращаться к богам с просьбами или благодарностью. Для этого нужно было сделать науз и прочитать соответствующий наговор, чтобы солнечное божество услышало молитву.

Буддизм

Будда

В буддийской религии нет высшего материального или нематериального творца. Нет здесь и
такого понятия как сотворение мира в принципе. Более того, буддизм не дает
ответа на вопрос о начале мира, вернее этот вопрос относится к неопределенным,
по поводу которых великий Будда хранил молчание.

Согласно буддизму, происходит постоянное повторение циклов возникновения и уничтожения Вселенной, которые обусловлены
воздействием общей кармы всех живых существ предыдущего цикла. Конец цикла и, соответственно, конец Вселенной настает тогда,
когда накапливается дурная (плохая, отрицательная) карма живых существ.

Один цикл существования Вселенной называется махакальпа, состоит он из 4 периодов:

  1. Пустота – от конца одной Вселенной до начала следующей
  2. Формирование
  3. Пребывание – стабильное состояние космоса
  4. Разрушение

Верховное божество в буддизме – бог Брахма. Он является самым первым существом, появляющимся в новом мире, но он не
является творцом. Он подчинен причинно-следственному закону кармы и не является неизменным и постоянным также как и все живые существа во Вселенной.

Единственная цель жизни состоит в полном избавлении от страданий сансары, именуемом нирваной.

Буддисты принимают существование обитателей высших миров, известных как “дэвы”, но
они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары и не особо мудрее нас.

Семья

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

Изображение

Чаще всего изображение Брахмы содержит четыре его лика: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа. Эти же лики представляют собой четыре Юги или разные стороны света, с помощью которых он может контролировать все вокруг в созданном мире. Руки божества в разных вариациях статуй держат такие предметы, как:

  • скипетр;
  • ложку или ковш (повелитель яджн);
  • сосуд (камандалу), заполненный священной водой из речки Ганга (символ начальной субстанции, из которой появилось все сущее);
  • четки (акшамала), нужные для правильного подсчета космического времени;
  • Веды, символизирующие знания;
  • соцветие лотоса, символизирующее проявление Вселенной.

Брахму обычно изображают передвигающимся на лебеде. Он является олицетворением божественной мудрости.

Но чаще всего Брахма сидит в цветке лотоса. Это его вечная божественная суть. Еще он может передвигаться на колеснице с упряжкой лебедей (семь миров — локи).

Происхождение термина

Понятие Брахма взялось из брахманизма — традиции Вед, бог Брахма в Ведах — это единственный Творец. В ранних буддийских текстах, однако, о брахмах говорится во множественном числе; они считают себя всемогущими творцами, Будда к ним обращается и их поправляет. Эти брахмы по своему характеру уже отличаются от ведийского Брахмы. Один из брахм (Великий Брахма) рассматривается в буддизме как объект поклонения брахманистов. По буддийским представлением этот Брахма — первое существо, появившееся после гибели Вселенной, который от отсутствия памяти или вследствие недоразумения считает себя творцом. Это объясняется в Брахмаджала-сутте (Brahmajala Sutta DN.1).

Брахма в культуре

Удивительно, но сегодня культ Брахмы в Индии не так развит. С этим связаны легенды. Одна гласит, что бога проклял мудрец Бхригу за то, что творец не откликнулся на приглашение к жертвоприношению. Согласно второй, негодование на творца обрушила его собственная жена — Сарасвати. Причиной проклятия стал второй брак с Гаятри.

Однако исследователи индуизма высказывают практичные предположения. Культ творца живого не так популяризирован, поскольку смысла поклоняться создателю уже нет. Он выполнил миссию, и куда рациональнее молиться богам Шиве и Вишну, которые влияют на жизнь и ее окончание.

В Индии не так много храмов, где поклоняются этому богу, а самый главный расположен в Пушкаре. Один раз в год, в период с октября по ноябрь, сюда съезжаются паломники. Верующие совершают омовение в священном озере и проводят крупный фестиваль в честь творца.

Собираясь в них для молитвы, они читают мантры и поют самхиту, в которой вместо слова «аминь» используют слово «ом». Протяжное произношение этого слова помогает легко входить в медитативное состояние и настраиваться на гармонию с самим собой. Индусы верят в полезное влияние мухорты. Это временной отрезок для пробуждения длиной в 48 минут.

Поклонники учения с интересом пересматривают документальные фильмы о своем кумире. В 1994 году в индийском кинематографе появился художественный фильм «Брахма», в котором раскрывается история и особенности культа.

Также мало статуй этого божества. Чаще он изображается стоя. Реже — сидя на лотосе или лебеде. Любопытно, что используется 4 образа, в которых он предстает. Например, миряне предпочитают изображения Брахмы вместе с женами. А вот устрашающему, грозному виду статуи поклоняются те, кто желает истребить неприятелей.

Большее распространение культ получил в Таиланде. Там считается, что творец приносит процветание и благополучие. В столице расположено святилище Эраван, самое известное в стране. Интересно, что в Китай традиция поклонения проникла из Таиланда, поэтому там храмы построены по тайским канонам.

Брахма – первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти – супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец – Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Бог Индра в индийских ведах.

Мы уже говорили о теории единого происхождения славянской и индоевропейской мифологии. Для более глубокого восприятия темы,

давайте вкратце рассмотрим образ бога Индры в индийских ведах. Ведический бог Индра – это верховный бог, точнее сказать царь. Он громовержец и повелевает дождём и громом. Бог Индра – бог воин и властитель восточной части мира. Он считался богом жрецов, коров и самих богов. Согласно Ведам, Индра руководил праведными душами, что жили на горе Меру и была у него жена Индрани, вместе с которой он сидел на слоне Айварате.

Люди поклонялись богу Индре, как богу плодородия и в засуху просили у него дождя. По преданию каждый раз, когда идёт дождь, бог Индра побеждает ужасного демона Вритру, который подобен змее и в своих кольцах он держит воду. Громовержец своими стрелами-молниями ранит змея-демона, и тот с диким ревём спасается бегством. Освобождённая вода льётся на землю дождём. В знак благодарности, люди приносят в дар богу Индре напиток Сома. Ведический бог Индра изображается бесстрастным мужчиной с четырьмя руками, и он восседает на слоне белого цвета, Айварате. В одной из рук, он держит самое грозное оружие – Молнию Варджу. Так же бог Индра изображается мужчиной с двумя руками, чьё тело целиком покрыто множеством глаз. Подобный облик бога Индры называют Тысячеоким. Думаю, здесь определённо есть сходство со славянской мифологией. У бога Индры тысячу глаз потому, что он всё видит. Согласно Ведам, бог Индра был рождён от союза отца неба – Дьяуса Пита и матери земли – Притгви. Вспоминаем славянскую версию: бог Индра был сыном бога Дыя и Матери-Сыра-Земли. Что-то слишком много совпадений, не находите?! По моему скромному мнению, мы говорим об одном и том же боге.

Шива и культ лингама

Подавляющее большинство индуистов делится на шиваитов и вишнуитов, предпочитающих соответственно Шиву или Вишну. Шива, генетически восходящий к ведическому Рудре, но практически в тысячах своих имен-модификаций воплотивший множество местных божков неарийских племен, очень противоречив. Главной его функцией считается разрушительная (бог смерти, разрушения, изменения), и это частично связано и с тем, что Шива – покровитель аскетов, стремящихся к такому разрушению и изменению, к слиянию с Вечностью и Абсолютом.

Однако практически в культе Шивы на передний план вышел иной момент, созидательный: культ жизненной силы и мужского начала стал основным в шиваизме. Этот аспект культа Шивы, символизировавшийся в индуизме в форме почитания лингама, мужского животворящего начала, наиболее популярен. Столбовидные каменные изваяниялингамы в храмах и домашних алтарях индийцев символизируют мощь и животворящие потенции Шивы. Это же символизируется обликом бычка Найди, тоже обычно изображаемого с подчеркнуто выразительными половыми признаками. Бычок Найди – атрибут Шивы, он всегда рядом со своим хозяином.

Культ лингама в Индии приобрел широкое распространение. К Шиве, к символизирующему его лингаму обращаются (как, впрочем, и к Вишну) жаждущие потомства, в его храм стекаются бездетные женщины, ожидающие от его мощи, подчас считающейся воплощенной в жрецах храма, реального содействия. Этот культ лингамаШивы приобрел и философское толкование. В Линга-пуране сказано, что лингам – высший объект познания, что он отождествляется с Брахманом, являет собой «удивительное выражение величия» божества.

Шива считается также грозой демонов, в битвах с которыми он не раз проявлял чудеса героизма. Существует миф о выпитом им яде, который иначе мог бы уничтожить все, – от этого яда белая шея Шивы посинела, и потому на изображениях этого бога шея синяя. В плане борьбы с демонами, со злом Шива чаще всего выступает в функции грозного разрушителя. В этой же своей ипостаси Шива обычно воспринимается и в момент танца. Шива – бог ритма и танца; танцующий Шива величествен и прекрасен, о чем свидетельствует одно из наиболее известных его скульптурных изображений – Шива Натараджа: все четыре руки бога – в гармоничном движении танца, причем каждая из них символизирует величие и возможности Шивы.

На лбу Шивы, между бровей, – третий глаз, глаз гневного разрушителя. Как повествует Матсья-пурана, боги желали брака Шивы с Парвати, ибо их сын должен был одолеть одного из злых демонов. Но Шива не поддавался на уговоры бога любви Камы, так как после гибели

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий