Средняя Обь
Течет по обширным заболоченным участкам Западно-Сибирской равнины, образуя многочисленные рукава, протоки и заводи, питая крупнейшие в мире болота. Типичный рельеф – таежная равнина среди низких берегов, в пойме много стариц и озер. Долина расширяется до 30-50 км. Русло реки делится на многочисленные рукава и протоки, ширина его постепенно увеличивается до 3 км. Крупные притоки реки Обь на среднем участке: Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым, Вах, Анар, Юган, Иртыш.
Фактически является основной транспортной артерией Томской области, и важной для Ханты-Мансийского округа. Действуют порты в населенных пунктах Томск (приток Томь), Колпашево, Каргасок, Александровское, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск (река Иртыш)
В среднем течении сосредоточены богатейшие запасы нефти и газа, освоение которых без водного транспорта было бы затруднительно.
Переправа и мосты через реку
В 20-е годы прошлого века активно обсуждались вопросы автомобильной переправы через Обь.
В сентябре 1941 года в связи с эвакуацией заводов был построен первый автомобильный понтонный мост в Новосибирске, и только в середине 50-х на смену понтонам пришли железобетонные конструкции.
Сейчас через Обь построено 14 мостов. Конечно, они не могут удовлетворить потребности всех грузоперевозчиков, поэтому в межсезонье и летом через Обь курсируют паромы, а в зимнее время дороги прокладывают прямо по льду, их называют зимниками.
В 1893-97 годах, в связи со строительством Транссиба, в районе села Кривощековское, через Обь построен первый железнодорожный мост. Здесь впоследствии был основан город Новосибирск.
Кстати, река Обь в Новосибирске пересечена 7 мостами. Среди них:
- 2 железнодорожных (Транссибирской магистрали, Комсомольский).
- 4 автомобильных (Димитровский, мост через шлюз Новосибирской ГЭС, Коммунальный, Бугринский).
- 1 метромост.
Кроме этого, через Обь построены еще 7 мостов:
- 1 железнодорожный и автомобильный совмещенный (Барнаул).
- 2 железнодорожных (Камень-на-Оби, Сургут).
- 4 автомобильных: новый (Барнаул), Югорский (Сургут), Шегарский (Томская область), «Северный обход» (Новосибирская область).
Река Обь впечатляет нас своими масштабами, уникальностью природы, богатством недр, разнообразием флоры и фауны, грандиозностью сооружений, возведенных здесь человеком.
Реки мира: Обь. Можно ли её считать самой длинной рекой России?
Длина
Касательно Оби точно назвать ее общую длину затруднительно. Не потому, что на карте России остались «белые пятна» (неисследованные территории), а потому, что географическое положение реки Обь достаточно сложное из-за разветвленной сети притоков в верховьях Алтая (откуда в конечном итоге река берет начало) и протяженной Обской губы, куда она впадает.
Всего ученые выделяют четыре «официальных» длины Оби, каждая из которых имеет научное обоснование. В «Википедии», школьных учебниках и популярной литературе началом рождения великой сибирской реки считается место, где сливаются бурные алтайские «сестры» Катунь и Бия, а конечной точкой – впадение в Обскую губу (залив Карского моря). В этом случае длина приблизительно равна 3650 километрам. Необходимо учитывать, что русло на обширных заболоченных равнинах постоянно меняется, соответственно, варьируется и длина.
Верхняя Обь
Рождаясь при слиянии стремительных алтайских рек, река Обь начинает свой извилистый путь среди холмистой равнины, зажатой с востока невысоким Салаирским кряжем, с запада – Приобским плато. Ширина долины 5-10 км, а ниже города Барнаул – до 20 км. На этом участке несколько раз резко меняет свое течение, продвигаясь то вдоль параллели, то вдоль меридиана. У города Камень-на-Оби русло расширяется, формируя крупное водохранилище.
Строительство Новосибирской ГЭС привело к затоплению больших территорий и образованию обширного Новосибирского водохранилища длиной около 215 км, наибольшей шириной 22 км и средней площадью 1072 км². За Новосибирском река вырывается на обширные пространства Васюганской равнины. Крупные притоки реки Обь в верхнем течении: Чарых, Алей, Чумыш, Иня, Томь.
Водный режим
В основном, река Обь питается талым снегом, больше всего через нее проходит воды весной и летом, в период половодья. В верхней ее части оно наступает уже в начале апреля, средняя часть разливается после середины апреля, а нижняя – в начале мая. При этом уровень воды начинает подниматься еще во время ледостава, а затем – после его вскрытия, когда льдины образуют заторы. Когда это происходит, некоторые притоки даже начинают течь вспять.
Заканчивается половодье у реки примерно в одинаковое время. Верхняя часть мелеет в июле, однако из-за дождей она может то и дело снова разливаться вплоть до октября. То же происходит и со средней и нижней частью реки, где ее уровень снижается до тех пор, пока лед не покроет целиком всю Обь. Река находится в замерзшем состоянии в среднем полгода, иногда лед ее покрывает больше двухсот дней, в зависимости от температуры окружающей среды зимой.
Судоходство
Период навигации на реке длится около 100-120 дней. Она судоходна по всей протяженности. Маршруты прохода судов по реке и притокам:
Исток – Камень-на-Оби – Новосибирский шлюз – устье Томи – протока р. Парабель – граница Томского региона – устье Иртыша – устье р. Казым – Обская губа.
На выходе в Обскую губу перестают действовать речной режим судоходства и вступает в силу морской. Обское судоходство неразрывно связано с Иртышским, имеет давнюю богатую историю развития начиная с XII в. В Обь-Иртышской акватории, стоят такие пристани и порты:
- Новосибирский;
- Нижневартовский;
- Бийский;
- Ханты-Мансийский;
- Томский;
- Тобольский;
- Лабытнангский;
- Павлодарский;
- Барнаульский;
- Тюменский;
- Самусьский;
- Омский;
- Сургутский.
На реке набирают былую популярность круизные маршруты. Туры разрабатываются с учетом навигации по Иртышу.
Туризм
В последние годы, и особенно после событий конца 2014 года, туризм активно в России и разных её уголках. Течение реки Обь не стало исключением. Летом сюда едут «паломники» рыбалки. Рыболовство здесь развито с незапамятных времен. Окунь, щука, судак, налим, плотва, стерлядь, осётр и караси — вот что можно выловить в Оби сегодня. Всего свыше пятидесяти разновидностей рыб обитает в реке, половина из которых имеет промышленное значение.
Предлагаются также рафтинг и каякинг. По реке можно отправиться в путешествие на круизном судне, яхте или просто на катере. Поросшие хвойными деревьями живописные берега Новосибирского водохранилища стали излюбленным местом отдыха для жителей мегаполиса и приезжих туристов.
Наиболее популярны конечно участки верхнего течения. Как никак Алтай! Кто-то идет к истокам Бии и Катуни.
Откуда возникло название
Логичнее всего предположить возникновение названия от того, что Катунь и Бия сливаются и дальше текут ОБЕ вместе. Поэтому, получившаяся река стала называться Обь. Но не все так просто. Если спросить у каждого народа, жившего и живущего на ее берегах, «Как называется их река?», они произнесут совершенно разные названия:
- у татар Умор, Үмәр, Омар;
- у селькупов Квай, Ӄолд, Ӄо́лтэ;
- у ненцев Саляям;
- у алтайцев Ах умар, Тойбодым;
- у манси и хантов Ас.
Более достоверно звучит версия иранского происхождения. Когда-то, начиная с периода ранней бронзы и до средних веков, в этих местах жили ираноязычные народы. В переводе с иранского ОБ означает ВОДА.
У народов Сибири существует несколько легенд о происхождении реки.
По второй, Катунь – это сварливая жена Бия. Хотела всегда и во всем быть первой. Задумал он проучить ее и предложил бежать наперегонки вниз, в долину. Кто прибежит первым, тот и будет главным в семье. Согласилась Катунь, потому что была уверена, что победит.
Побежали они. Помогали Бию в пути все: птицы – путь указывали, горы – расступались, а вредной Катуни, наоборот – мешали. В итоге, когда Катунь достигла долины, Бий был уже давно там. Поняла она свою ошибку и покорилась мужу. От их примирения и возникла Обь.
Города на Оби
- Бийск — хотя основная городская застройка находится в пределах течения реки Бия, садовые товарищества и коттеджные посёлки на юго-западных окраинах города (Сорокино, Одинцовка, Одинцовский посад) и входящее в городскую черту село Фоминское находятся уже на Оби.
- Барнаул
- Новоалтайск
- Камень-на-Оби
- Новосибирск
- Колпашево
- Стрежевой (на протоке Пасол)
- Нижневартовск
- Мегион
- Лангепас (на протоке Каюковская)
- Сургут
- Нефтеюганск
- Лабытнанги
- Салехард
Основные порты и пристани Обь-Иртышского бассейна: Бийский речной порт, Барнаульский речной порт, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск.
Судоходство
Обь судоходна на всем протяжении. При этом на Оби и её притоках выделяют следующие судоходные районы:
- Барнаульский — от слияния Бии и Катуни до Камня-на-Оби, включая устьевые участки Бии, Катуни, Чарыша и Телецкое озеро. Гарантированные глубины — 110—140 см;
- Новосибирское водохранилище — от Камня-на-Оби до аванпорта Новосибирского шлюза,
Новосибирский — от аванпорта новосибирского шлюза, включая сам шлюз до устья Томи. Гарантированные глубины — 210—240 см,
- Томский — от устья Томи до протоки Парабель и участок Томи от устья до Кемерово. Гарантированные глубины на Оби и на Томи до Томска — 210—240 см,
- Колпашевский — от протоки Парабель до границы Томской области и участок 274 километра по реке Кеть. Гарантированные глубины на Оби 240—270 см,
- Обь-Иртышский — по Иртышу от Омска до устья Иртыша. Гарантированные глубины на Оби 140—180 см;
- Сургутский — от границы Томской области до устья Иртыша. Гарантированные глубины на Оби 240—270 см;
- Ханты-Мансийский от устья Иртыша до устья Казыма. Гарантированные глубины на Оби 270—300 см;
- Салехардский — от устья Казыма до Обской губы. Гарантированные глубины на Оби 270—300 см.
В Обской губе действует морской режим судоходства.
Отдых и туризм
Туристов влекут на Обь водные развлечения, красивые пейзажи, множество памятников и музеев в городах, самобытная культура коренных народов.
Можно заниматься сплавами и рафтингом, каякингом и парусным спортом, совершить речную прогулку. Особое место занимает рыбалка. Поймать экземпляр весом от двух килограммов на Оби не редкость. А потому на реке много любителей летней и зимней рыбалки, ловли с берега и с лодки.
Гостей ждут в домах отдыха, профилакториях, санаториях. Вдоль реки оборудованы пляжи, предусмотрены места для палаточных городков. Во всех крупных городах есть набережные с комфортными условиями для отдыха.
Одно из любимых занятий поклонников отдыха на воде — сплавы на плотах, лодках, байдарках
Туристические маршруты
- Новосибирск со множеством музеев, узкоколейной железной дорогой для детей, Домом офицеров, оригинальными памятниками, обустроенными набережными, Обским морем.
- Бийск с единственным в стране музеем Чуйского тракта.
- Барнаул с интересными музеями, набережной, песчаными пляжами.
- Нижневартовск с необычной архитектурой и фешенебельным отелем.
- Сургут со множеством возможностей для рыбалки.
- Ханты-Мансийск с этнографическим музеем под открытым небом.
- Салехард с уникальными архитектурными памятниками.
- Поселок Верхобский в ХМАО — родина М. Евдокимова.
- Колпашево, получившее при большевиках не очень хорошую славу.
Набережная в Барнауле
Мосты
По направлению от устья к истоку:
- Югорский мост (Сургут, ХМАО);
- Железнодорожный мост (Сургут);
- Шегарский мост (близ села Мельниково, Томская область);
- Северный мост в Новосибирской области (2008);
- Димитровский мост в Новосибирске;
- Железнодорожный мост Транссиба (Новосибирск);
- Октябрьский мост (Новосибирск) (Коммунальный);
- Метромост в Новосибирске;
- Бугринский мост в Новосибирске;
- Комсомольский железнодорожный мост в Новосибирске;
- Мост через шлюз Новосибирской ГЭС;
- Железнодорожный мост в Камне-на-Оби Алтайского края;
- Железнодорожный мост в Барнауле;
- Недостроенный железнодорожный мост в Барнауле;
- Коммунальный («Старый») мост (совмещенный автомобильный и железнодорожный) в Барнауле;
- Новый мост в Барнауле.
До строительства мостов на Оби на древних сухопутных путях, например, «С Тары через Барабу до Томска» («Бухарский путь»), использовалась водные переправы («Перевоз», на Оби в устье р. Уртамки; именно здесь и был поставлен Уртамский острог).
Планируется строительство ещё одного моста через Обь вблизи города Стрежевого, Александровского района Томской области для полной проезжаемости будущей Северной широтной магистрали, однако отсутствует финансирование. В случае начала строительства железнодорожной ветки в предгорные районы Алтайского края и Республики Алтай на территории Быстроистокского района примерно в 20 км от места слияния Бии и Катуни будет построен ещё один мост.
История реки
По мнению исследователей, в эпоху позднего палеолита русло Оби было примерно таким, как сегодня, а берега населяли люди. Окончание последнего периода оледенения — около 60 000 лет назад — считают временем возникновения реки.
История названия
Есть несколько версий того, почему реку назвали Обь. Самые распространенные:
- От коми-зырянского слова со значением “снег”, “снежный сугроб”. Другая версия (ее сторонники — В. Штейниц и А. Дульзон) — от коми-зырянского ОБВА со значением “снежная вода”. Это связывают с тем, что коми были первыми проводниками русских охотников и исследователей в верховье реки.
- От иранского АП — “вода”. Объяснение — южные земли Западной Сибири в эпоху Бронзового века и в Средние века населяли ираноязычные народы.
- От слова ОБЕ — имеются в виду Бия и Катунь, дающие жизнь Оби.
Историческое значение
С середины XIX века по Оби ходили пассажирские и грузовые суда. Первые пароходы принадлежали частным лицам. В 1923 году перевозками занялось Западно-Сибирское речное пароходство.
Пристань на Оби начала XX века
Ихтиофауна
Издавна на Оби было развито рыболовство. Так, в конце XIX века в сети рыболовов попадали окунь, ёрш, бычок, подкаменщик, щука, налим, муксун, сырок, щокур, пыжьян, нельма, хариус, кумжа, таймень, карась, пескарь, плотва, чебак, елец, гольяны, голец, щипок, осётр, стерлядь, минога и другие виды рыб:16.
В настоящий момент в водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, сиг, пелядь. Объектами промысла являются в основном частиковые — судак, щука, язь, налим, лещ, елец, плотва, карась, окунь.