Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

В каком возрасте можно обучать детей плаванию

В первую очередь нужно определиться, с какой целью обучать ребенка плаванию.

Важно! Для спортивной карьеры дети готовы с 5 лет. Чтобы просто научить плавать и не бояться воды, стоит начать использование тренировок в бассейне как можно раньше

Можно уже с 5 месяцев и желательно до 1,5 лет.

Бассейн для дошкольных групп детей

Грудничковое плавание проходит под присмотром инструктора. Классическим стилем малыш, разумеется, не поплывет, но сразу становится понятно, как он переносит воду, можно ли приучить к ней.

Обучение плаванию детей с 3 лет отличается от плавания грудничка. Здесь уже нужно переходить к освоению разных стилей. Это делается в форме игры. Все, что навязывается, вызывает у малыша скуку и потерю интереса к обучению. Должно быть интересно. В идеале — учить занятиям плаванию в бассейне для детей с тренером.

С 5 лет ребенок начинает осознавать гораздо больше, чем раньше. Он способен лучше понять, чего от него хотят, и выполнить это максимально точно. Осознанное плавание становится возможным именно с этого возраста. Задача тренера — поставить правильную технику, даже если малыш умеет держаться на поверхности воды сам.

Малыш правильно плывет брассом

Положение тела и движения ногами

Тело пловца при плавании брассом сохраняет на протяжении большей части полного цикла вытянутое и хорошо обтекаемое положение. После отталкивания ногами, когда пловец скользит с вытянутыми вперед руками, угол атаки тела минимален и равен примерно 3-5°. В конце гребка руками, когда плечевой пояс и голова приподнимаются над поверхностью воды, угол атаки возрастает и может доходить до 12-17°. Это не окажет отрицательного влияния, если пловец будет удерживать бедра в хорошо обтекаемом положении.

Ноги при плавании брассом выполняют одновременные и сим-метричные движения. В цикле движений ногами выделяют две фазы: подтягивание и отталкивание (после отталкивания в движениях ногами наблюдается пауза).

Подтягивание – подготовительное движение; оно начинается с плавного сгибания ног в коленях. При этом бедра сохраняют обтекаемое положение и не опускаются вниз; расслабленные стопы движутся у самой поверхности воды; колени расходятся в стороны примерно на ширину таза. В заключительный момент подтягивания бедра, голени и стопы быстро возвращаются в исходное положение для начала отталкивания: колени разводятся несколько шире таза, стопы приближаются к ягодицам, голени почти перпендикулярны поверхности воды (через мгновение последует быстрый разворот стоп носками наружу и отталкивание назад). Подтягивание выполняется плавным движением с ускорением к моменту разворота стоп.

Отталкивание – рабочая фаза движений. Она начинается мгновенным разворотом стоп носками наружу и энергичным движением стоп и голеней в стороны и назад-внутрь. Во время отталкивания стопы и голени хорошо опираются на воду, стопы движутся по дугам; ноги разгибаются в коленных и тазобедренных суставах. По завершении отталкивания ноги смыкаются и расслабляются, бедра направляются к поверхности воды. Затем следует непродолжительная пауза, во время которой пловец скользит вперед; ноги – у поверхности воды в хорошо обтекаем положении.

Общее представление о технике плавания брассом:

  1. Пловец скользит вперед (после отталкивания ногами) в горизонтальном и обтекаемом положении: руки вытянуты, кисти соединены и развернуты ладонями,вниз-наружу; ноги расслаблены и вытянуты, носки оттянуты; лицо в воде (пловец смотрит на кисти).
  2. Начало гребка: руки опираются ладонями о воду и движутся в стороны-вниз (локти удерживаются выше кистей); пловец продолжает смотреть под водой вперед, сохраняя вытянутое и обтекаемое положение тела; ноги расслаблены, бедра и голени – у поверхности воды; начинается постепенный выдох через рот и нос.
  3. Усиление гребка руками: кисти с ускорением движутся в стороны и вниз-назад (пловец непрерывно давит ладонями на воду), локти сохраняют высокое положение и развернуты наружу; туловище и ноги хорошо обтекаемы; продолжается выдох.
  4. Наиболее энергичная, завершающая часть гребка: кисти и предплечья с высокой скоростью движутся внутрь, отталкиваясь от воды. После того, как гребок завершен, пловец направляет подбородок вперед, к поверхности воды, энергично выдыхает остатки воздуха и, как только рот оказывается над поверхностью воды, начинает вдох. Ноги начинают плавно сгибаться в коленях.
  5. Кисти без промедления соединяются под подбородком и направляются вперед, локти движутся вслед за кистями. Вслед за локтями пловец вновь опускает лицо в воду. Ноги продолжают сгибаться в коленных и тазобедренных суставах, стопы подтягиваются пятками к ягодицам на ширине таза. Через мгновение ноги окажутся в положении своего максимального сгибания для начала отталкивания стопами назад.
  6. Стопы быстро разворачиваются носками наружу – пловец мгновенно начинает отталкивание ногами (стопами и голенями) в стороны-назад. Руки находятся в хорошо обтекаемом положении спереди, кисти соединены; взгляд пловца устремлен под водой вперед. Дыхание задержано.
  7. Завершается отталкивание ногами – стопы движутся по дугам наружу-назад-внутрь. Пловец, отталкиваясь стопами и голенями от воды, посылает себя вперед вслед за руками в обтекаемом положении. Дыхание задержано или начинается выдох.
  8. Отталкивание ногами закончено, ноги выпрямлены. Бедра, лени и стопы расслабляются; ноги как бы всплывают к поверхности воды. Пловец скользит вперед в хорошо обтекаемом положении: тело полностью вытянуто, голова между руками; пловец смотрит под водой вперед, на кисти вытянутых рук. Выполняется вжох в воду через рот и нос.

Прикладное значение способа брасс велико. Он позволяет человеку в случае необходимости: плыть в одежде; плыть при большой волне; сохранять во время плавания хорошую видимость перед собой; преодолевать большие расстояния, сохраняя силы. С помощью движений ногами брассом удобно буксировать большой «дмет (например, плотик), толкая его перед собой, или плыть с небольшим предметом в руках, удерживая его над водой. При оказании помощи при несчастных случаях на воде способом брасс (на груди или на спине) удобно транспортировать пострадавшего. Этот способ используют при нырянии без помощи ласт. Брас рекомендуют во многих случаях на занятиях оздоровительным плаванием (например, с людьми пожилого возраста).

Групповые занятия

Со стороны кажется, что групповое обучение плаванию детей проще и дешевле. Последнее — да, но не проще. Большая ответственность лежит на инструкторе, который одновременно следит за несколькими детьми. Каждый из ребят норовит блеснуть своим умением, и это может плохо закончиться. Поэтому, лучше выбрать секцию, где детский тренер по плаванию, имея опыт, сможет качественно, а главное безопасно обучить ребенка плавать в бассейне.

Групповое плавание

К сведению! Проблематично сразу создать группу, где все участники примерно одного уровня. Если часть группы отстает, то остальным нечем заняться.

Технология группового плавания подразумевает одну программу для всех участников группы.

Как научить ребенка плавать в бассейне? Ответ прост — использовать маленькие группы обучения для начинающих. Не 10-20 человек, а три ученика детского сада, максимум пять. При такой системе результаты каждого урока гораздо выше.

Плюсы плавания для грудничков

Без сомнения, ранее плавание полезно для ребенка. Он попадает в естественную среду, которая помогает укреплять мышцы и формировать плавильное дыхание. Регулярные занятия в бассейне приносят много пользы:

  • Мышцы малыша расслабляются, уходит гипертонус.
  • Мышцы и кости развиваются, происходит быстрое укрепление.
  • Ребенок успокаивается, уходит стресс и беспокойство.
  • Улучшается сон и аппетит малыша.
  • Организм малыша закаливается естественным путем. Закаливание формирует иммунную систему.
  • Профилактика простудных и вирусных заболеваний.
  • Формирование костно-мышечной системы, укрепление, ускорение развития нервной системы.
  • Малыш быстрее начинает садиться, ползать ходить, говорить.
  • Улучшение кровообращения.
  • Формирование правильного дыхания, улучшение работы легких.
  • Нормализация работы сердца и сосудов.
  • Профилактика судорог, непроизвольных сокращений мышц.

Ребенку проще адаптироваться к новой среде обитания, если он посещает занятия два-три раза в неделю. Регулярные тренировки в воде улучшают перистальтику кишечника. Ребенку проще переносить колики и мышечные сокращения. Вода тренирует мышцы живота, ребенок получает естественный массаж, который необходим для правильной работы кишечника. Неокрепшему желудку после тренировок в воде проще переваривать грудное молоко или смесь, пропадают запоры и другие неприятные последствия из-за неокрепшего кишечника.

Плюсы грудничкового плавания для недоношенных малышей

Тренировки особенно показаны недоношенным детям, а также младенцам с задержками физического развития. Недостаток веса приводит к гипотонии мышц. Ослабленную костно-мышечную систему младенца нужно обязательно укреплять массажем и тренировками в воде с ортопедом. В воде ребенку проще научиться держать голову. Неокрепшим мышцам шеи проще справиться с высокой нагрузкой. В воде тренер проводит необходимые манипуляции, которые направлены на развитие мышц конечностей, спины, шеи.

Недоношенным малышам, детям с недостаточным весом и отставанием в развитии нужно посещать бассейн не реже трех раз в неделю. Рекомендуется приступать к занятиям спустя полтора месяца после рождения. Перед первым занятием нужно проконсультироваться с педиатром и ортопедом, получить разрешение невролога. Нельзя принимать решение о занятиях в бассейне самостоятельно.

Неэффективные методы обучения плаванью

«Брось его в воду, авось выплывет». Эти методы обучению плаванью слабо работает с детьми и практически не работает с взрослыми, особенно если их так уже «учили» плавать в детстве.

«Потренируйся у берега». Даже если человек может держаться на воде в мелком месте, ему очень трудно справиться с иррациональным страхом «отсутствия дна». Как только водоем становится глубже, такой пловец начинает паниковать и метаться.

«Использовать подручные средства». Можно уплыть далеко от берега на надувном матрасе, мяче или круге, можно надеть надувные нарукавники или даже спасжилет. Все это не учит плавать и не лечит страх глубины. К тому же, надувные плавсредства небезопасны, потому что могут сдуться или выскользнуть из рук.

Индивидуальные занятия с инструктором

Индивидуальные занятия по плаванию с дошкольниками имеют свои преимущества. Тренер оценивает умения ребенка и приводит в соответствие с ожиданиями родителей. Лучше выбрать детский бассейн и занятия с тренером.

Преимущества:

  • Программа тренировок разрабатывается специально для конкретного ребенка. Учитываются все особенности строения организма, поставленные цели.
  • Тренер полностью контролирует ученика. Его задача — научить плавать правильно в безопасном режиме.
  • Все, что делается тренером для ребенка, направлено на получение успешного результата.
  • График занятий легко переделать под конкретные нужды ученика.

Польза от плавания

Польза от плавания есть в любом возрасте, но если вы отдадите ребенка в бассейн еще в дошкольном возрасте, будет еще лучше. Объясним почему. 

Развитие мускулатуры. С рождения до двух лет ребенок активно растет, затем темп роста замедляется. Но все равно, представьте, сколько сил на это требуется детскому организму! Осваиваются новые движения (выстраиваются новые нейронные связи), мышцы поддерживают увеличивающийся вес, координируют движения рук и ног. Плавание помогает развить мышцы ребенка равномерно, что создает благоприятные условия для их развития и усиления. 

Когда ребенок плавает, движение происходит за счет крупных мышц тела. Но именно при помощи плавания, начинают работать и слаборазвитые мелкие мышцы. Напряжение чередуется с расслаблением, такой режим занятий не утомляет ребенка, позволяет ему справиться с нагрузкой. 

Формируем правильную осанку. Если не укреплять мышцы ребенка, то его осанка может пострадать. Особенно это касается тех детей, которые идут в первый класс. Плавание снижает нагрузку на позвоночник, позволяет укрепить мышцы спины, которые будут поддерживать ее правильное положение, когда ребенок сидит за партой. Упражнения в воде убирают «расбалансировку» мышц, которая приводит к искривлению позвоночника. 

Позвоночник в дошкольном возрасте только формируется, он мягкий и эластичный и может подвергаться неправильным изгибам, от которых потом трудно будет избавиться. 

Укрепляем иммунитет. Один из важных плюсов плавания – это закаливание. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, помните такую старую поговорку? Вода плюс движение – что может быть лучше? При занятиях в бассейне – повышается тонус организма, увеличивается выносливость, улучшается сон и общее состояние ребенка. 

Легкое проникновение инфекции в дыхательные пути ребенка обусловлено физиологией детского организма (узость, нежность, ранимость слизистых оболочек). Это и приводит к частым воспалительным процессам, раздражению от сухого воздуха (особенно зимой в помещении). При занятиях плаванием дыхательная система и мускулатура развиваются, объем легких увеличивается, они лучше вентилируются. 

Развиваем социальные навыки. Когда ребенок посещает бассейн – это новая для него социальная среда, где необходимо будет общаться с незнакомыми людьми, другими детьми, развивать самостоятельность. 

А ведь именно самостоятельность играет большую роль в развитии ребенка! Умение обслужить себя (переодеться, высушить волосы, аккуратно сложить вещи), знать, как и у кого попросить помощи в случае каких-то затруднений и др., – эти умения обязательно пригодятся вашему ребенку. 

Развитие мозга. Мозг ребенка, обрабатывая информацию о новых сенсорных ощущениях, выстраивает нейронные связи, тем самым активно развиваясь. Только представьте, сколько ощущений испытывает ребенок в бассейне! Течение воды, прикосновение воды к коже, пузырьки, плеск, звук, ощущение пространства и многое другое. 

И опять же идет связь с дыхательной системой. Активное дыхание обогащает мозг кислородом, что позволяет ему «перезагрузиться», получить больше сил для работы. 

Укрепляем нервную систему. В первые три года жизни ребенка его нервная система активно развивается

Процессы возбуждения пока превалируют над процессами торможения, ребенок подвижен, активен, его внимание сложно удержать. 

С помощью занятий плаванием неточные и беспорядочные движения (которые обусловлены физиологией ребенка) можно привести «в порядок», постепенно учить ребенка удерживать внимание к словам инструктора, управлять своим телом, упорядочивать связь «мысль – движение». 

Приобретается некое подобие школьного опыта – коллектив незнакомых детей, с которыми нужно учиться общаться, инструктор выступает как классный руководитель, соблюдение дисциплины во время занятий, графика посещений и т. д.

Способы обучения плаванью

Гораздо приятнее учиться у тренера, который хвалит вас даже за маленькие достижения, вроде трех правильных гребков. Критика и язвительные замечания слабо помогают сохранять мотивацию, особенно если ученики взрослые люди, которые боятся воды или в обычной жизни никому не позволяют критиковать себя прилюдно. Эти способы обучения плаванью применяются во многих спортивных центрах.

К сожалению, старый стиль преподавания во многом основан на повышении голоса и критических замечаниях. Это еще может сработать на детях, которые привычно оставляют за взрослым право руководить в таком духе. Но во взрослых это вызывает сильнейший внутренний протест. Опять же, когда каждый гребок для начинающего пловца — борьба с застарелыми страхами, криками делу не помочь. Тренер должен быть дружелюбным, спокойным и позитивным. По секрету скажем, что и дети учатся у таких людей гораздо быстрее и охотнее.

Словом, ищите тренера, который практикует постепенное формирование нужных навыков и использует положительное подкрепление. Эти методики были опробованы в прошлом веке на дельфинах и собаках, а в III тысячелетии стали применяться прогрессивными тренерами, обучающими людей. Принцип «ласковое слово и кошке приятно» имеет под собой серьезное научное обоснование, на позитивном подкреплении ученики усваивают материал быстрее и учатся охотнее.

Подготовка: упражнения для начинающих

Для освоения плавания брассом огромное значение имеют правильность гребков ногами и руками, гибкость спортсмена, синхронность и общая согласованность всех его действий. Разобраться с азами помогут специальные упражнения для брасса на суше, направленные на отработку движений конечностей.

Максимальное значение для эффективности брасса имеет именно мощная работа ног. На ней концентрируется большинство брассистов. У многих из них вклад в гребки ногами составляет около 80% от общих затрат энергии. Тренеры советуют начинать осваивать стиль плавания брасс именно с обучения ног правильным действиям. Основные упражнения выполняются на суше.

Махи ногами на скамье

Они прекрасно развивают правильную моторику движений ногами. Упражнение выполняется в положении лёжа на скамье. Для помощи пловцу понадобится партнёр, который будет координировать его действия и поможет выполнять растяжку.

Пловец лежит на скамье лицом вниз. Партнёр берёт его за стопы, медленно приводит их к бёдрам, а затем разводит голени в разные стороны. Колени пловца остаются прижатыми друг к другу

Это очень важно!

Огромное значение имеет и амплитуда движений. Резкие движения делать не нужно. Связки начинающего брассиста должны постепенно растягиваться и привыкать к таким действиям. После многократных повторений этого упражнения гребки ногами в воде выполняются легко и непринуждённо.

Заведение ступней за ножки стула

Упражнение очень простое; может выполняться даже в офисе. Брассист садится на обычный стул со спинкой. Спина прямая, колени сведены вместе. Можно держаться руками за сиденье.

На счёт «раз» ноги поднимаются с пола и максимально выпрямляются. Носочки нужно вытянуть, мышцы — напрячь. На счёт «два» голени разводятся в разные стороны (контролируем, чтобы колени не «разъезжались»!) и заводятся за ножки стула. Носочки подтягиваются на себя. Упражнение также имитирует гребки ногами во время плавания брассом в воде.

Гребки ногами в положении стоя

Это упражнение помогает начинающему брассисту отработать гребки ногами и привыкнуть к правильному положению тела. Для его выполнения нужно подойти к стене, повернуться к ней лицом и неплотно прижаться. Туловище и ноги должны быть вытянуты в одну линию.

Не меняя положения тела, пловец сгибает одну ногу в колене и отводит голень в сторону, опять-таки имитируя гребки ногами при брассе. Затем то же действие нужно выполнить другой ногой

При этом важно постоянно контролировать положение своего тела

Упражнение на гибкость

Выполняется в положении сидя на жёстком полу. Спортсмену нужно встать на колени, развести пятки в стороны максимально далеко друг от друга и постараться сесть в образовавшееся пространство между ними. Колени соединены.

При хорошей растяжке ягодицы полностью опускаются на пол, а коленные и тазобедренные суставы не испытывают ощутимого напряжения. Начинающим пловцам не нужно делать это упражнение резко и через силу.

Боль должна быть мягкой, тянущей и обязательно терпимой. Сухожилия должны растягиваться медленно и постепенно. Наверняка пройдёт не одна неделя, пока удастся сделать упражнение на растяжку идеально.

Отработка гребков руками

Несмотря на то что главенствующая роль в плавании брассом отводится ногам, про руки тоже нельзя забывать. Правильная методика обучения плаванию брассом и в этом случае включает выполнение упражнений на суше. Движения руками отрабатываются стоя.

Спортсмен слегка наклоняет корпус и вытягивает прямые, сведённые вместе руки вперёд. В начале гребка они располагаются параллельно друг другу. Тыльные стороны ладоней левой и правой руки обращены друг к другу. На счёт «раз» руки разводятся в стороны. На счёт «два» — плавно сгибаются в локтях (локти не должны опускаться).

В этой позиции пловец как бы отталкивается раскрытыми ладонями от воды, продвигая тем самым своё тело вперёд. Затем идёт резкая завершающая фаза: руки «подныривают» под корпус и начинают сближаться друг с другом на уровне диафрагмы. Не успев соприкоснуться, они резко выбрасываются вперёд, завершая таким образом полный цикл гребка.

Все эти упражнения необходимо хорошо отработать ещё за пределами бассейна, тогда освоение брасса в воде пойдёт гораздо проще.

Методика обучения дошкольников плаванию

До 3 лет достаточным навыком для ребенка будет не бояться воды, это поможет ему легко освоить техники плавания в будущем. Чтобы преодолеть страх перед водой, малышей обливают с головой, учат нырять за игрушками, плескаться и играть на мелководье.

Если вы решили самостоятельно обучать плаванию ребенка, можно пройти наш курс инструктора по плаванию детей раннего и дошкольного возраста. Программа обучения имеет практичный дистанционный формат и дает возможность за короткий срок освоить все необходимые навыки для планирования и организации успешных и безопасных занятий.

Если вы считаете, что самым результативным решением будет отдать малыша в бассейн, то, как уже было сказано выше, секции принимают на обучение детей с 3 лет.

Перед входом в воду, инструктор проводит легкую разминку для разогрева мышц: воспитанники выполняют круговые движения головой, махи руками и ногами, приседают, делают повороты, ходят.

В бассейне ребенку нужно время, чтобы свыкнуться с окружающей обстановкой, поэтому стартовые занятия обычно посвящены адаптации к воде. Ребята ходят по дну бассейна, выполняют координационные движения руками и ногами, прыгают.

На последующих занятиях тренер научит детей в игровой или соревновательной форме задерживать дыхание, опуская голову в воду. Такое упражнение можно закреплять и дома в ванной комнате.

Следующим этапом будет совместить технику верного дыхания и простейших упражнений. Например, использовать упражнение «Скольжение», которое выполняется при помощи плавательной доски.

Упражнение «Скольжение». Стоя в воде, малыш держит в руках доску, вытягивает руки вперед, кладет между ними голову, отталкивается ногами от борта бассейна и начинает скользить по воде. Необходимо следить, чтобы тело пловца во время упражнения было в абсолютно прямом положении.

Далее на занятиях дети учатся использовать руки и ноги.

После закрепления всех начальных элементов и навыков юный пловец готов осваивать простейшие стили плавания.

Основные ошибки в обучении

Каковы же основные ошибки родителей при обучении детей плаванию? Давайте рассмотрим самые распространенные.

  1. Активное использование помогающих средств – нарукавников, жилетов, кругов. Все эти приспособления лучше всего использовать минимально или не использовать вовсе. Помимо того, что они не дадут телу держаться на воде в правильном положении, есть еще большая опасность иллюзии защищенности – без них малыш будет бояться находиться в воде.

  2. Обучение плаванию при наличии медицинских противопоказаний или плохого самочувствия.

  3. Навязывание занятий. Ребенок, безусловно, должен сам хотеть научиться плавать, требовать посещения уроков никак нельзя. Излишняя настойчивость превратит интересные занятия в необходимую повинность и не доставит радости.

  4. Экстремальные методы обучения. Часто родители забрасывают ребенка в воду или резко выдергивают из-под тела малыша страхующую руку. Но не все дети способны справиться с таким стрессом. Такие действия могут вызвать у малыша страх воды и оттолкнуть от занятий спортом на долгие годы.

  5. Плавание «по-собачьи». Если ваш юный пловец научился этой технике, то впоследствии ему будет намного тяжелее переучиться и освоить правильные виды плавания.

Резюмируя, можно утверждать, что польза плавания – бесспорна. Помимо ощутимого оздоровления, маленькие пловцы испытывают удовольствие и радость от занятий в бассейне и дружбы с водой! Задача родителей – лишь проконтролировать безопасность процесса и морально поддерживать своих будущих чемпионов!

Методика обучения плаванию дошкольников

С 3 лет ребенка можно оставлять в воде одного. В мелких водоемах и под присмотром родителей. Несколько основных плавательных движений он уже освоить в состоянии.

На заметку! Надувной круг лучше не использовать. Подойдут нарукавники и надувной воротник.

Если малыш проявляет интерес к воде, стоит уже думать, как научить ребенка плавать.

В возрасте 6 лет детские секции по плаванию набирают детей на обучение. Шестилетки уже понимают, что и как они делают в воде. Могут понять проблемы и устранить их, работая над собой.

Каждый урок плавания приносит море эмоций. Сейчас ребенок просто учится плавать, но потом этот спорт может помочь сделать его чемпионом.

Не имеет значения, каким стилем будет плавать малыш. Для активных детей важны соревнования — кто сильнее, быстрее, выносливее. Для творческих детей возможно занятие синхронным плаванием — это и спорт, и искусство. Не стоит забывать и о полезности плавания для здоровья. Укрепляется дыхательная система, повышается сопротивление организма вирусам и болезням, развивается мускулатура, укрепляется позвоночник. Пловцы всегда отличались отменным здоровьем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий