Что такое интегральная йога, и какие практики предлагает ее создатель Шри Ауробиндо?

Все основные классические типы

Классические виды йоги имеют свою историю. Многие годы они развивались и совершенствовались. Выбрать подходящий именно вам вариант занятий несложно, если внимательно изучить каждое направление, которое существует.

Карма-йога

Карма-йога – это осуществление своего предписанного долга на максимуме своих способностей и умений, т. е. выполнение своей Дхармы и долга перед Богом. Акарма (не привязанность) к результатам своих действий очень важна. Привязавшись к результату – прогресс останавливается и начинается спад.

Бхакти-йога

Бхакти-йога – это практика развития любви и преданности Богу, выполнение его воли. Практика Атма-ниведана – это жертвование, подношение всех действий и тенденций ума Богу, в том числе  регулярное пение мантры «Ом».

Джняна-йога

Джняна-йога – это борьба с силой невежества (авидьей), дисциплинирование ума. В неё входят различные формы медитации и три критерия истинности к Высшему сознанию:

  1. Шабда (точка зрения опытного учителя или Гуру).
  2. Шастра (духовная литература).
  3. Садху (непосредственное выполнении практики).

Раджа-йога

Чтобы преуспеть в этой йоге, нужно последовательно выполнять все предписанные практики, а не по отдельности. Не следует гнаться за высшими ступенями, не утвердившись в начальных, так как есть риск навредить самому себе и другим.

Хатха-йога

Хатха-йога – это вид, упор которого делается на этическо-нравственные аспекты (Яма и Нияма), асаны, пранаямы и очистительные техники Шаткармы. Практики Хатха-йоги убеждены, что усовершенствовав своё физическое тело и достигнув баланса с умом, они сольются с Высшим сознанием.

Аштанга

Аштанга-йога является частью распространенной по всему миру индийской философии. Первое описание этого направления было составлено в «Йога-сутре» мастером Патанджали.

Практика

В практические занятия по Крия йоге входят упражнения, помогающие развить физическое состояние (асаны) и привести к духовному росту (пранаямы и медитации). Комплекс упражнений принесет пользу, если выполнять их регулярно. Проводить занятия лучше утром и вечером. Количество и время занятий каждый определяет для себя сам.

Важно уделить внимание последовательности выполнения комплекса. Во время практики следует погрузиться в размышления о Божественных проявлениях Вселенной, законах Бытия, ощутить в себе рост одухотворенности, эмоциональный подъем. Необходимо придерживаться правильного образа жизни: отказаться от вредных привычек, научиться дышать по правилам йоги, совершать омовения с соблюдением ритуалов и употреблять в пищу вегетарианскую еду

Необходимо придерживаться правильного образа жизни: отказаться от вредных привычек, научиться дышать по правилам йоги, совершать омовения с соблюдением ритуалов и употреблять в пищу вегетарианскую еду.

Когда человек начнет осознавать свои действия, он освободится от внутренних блокировок, раскроются чакры, улучшится состояние организма.

2 метода интегральной йоги

В понятии интегральная йога существует два основных метода. Они являются основополагающими для всей практики и используются, неразрывно друг от друга. Они неделимы между собой и имеют общую ценность для всей практики лишь в комплексе друг с другом.

Первый метод — экстравертированный. Он заключается в том, что человек познает в течение всего дня или своей жизни в череде повседневных забот. Это личные встречи, общение, питание, познание окружающего мира с помощью каких-либо обыденных знаков и привычных ему действий.

Второй метод — интравертированный. То есть то, что человек имеет внутри себя. Это череда специфических упражнений, которые могут подарить человеку глубину познания собственного я, улучшения своего благополучия, принятие себя и окружающего мира. В результате данного метода человек обретает гармонию и спокойствие, становится цельной личностью, не нуждающейся в подтверждении своих прелестей.

Считается, что процесс роста духовного тела не прекращается, если человек стремится развивать свои способности. Но если он думает лишь о собственном благе и материальном благополучии, то его душа замыкается и прекращает расти над собой.

Он же и стал основоположником данного вида практики.

Родился он в 1872 году и за свои годы жизни (прожил 78 лет) внес большой вклад в развитие истории страны и в целом в направление интегральной йоги. Он создал концепцию так называемой «интегрально веданты», которая является смесью европейских и индийских мыслей и традиций.

Основой своего мировоззрения и самой концепции Шри Ауробиндо считал принцип, с помощью которого человек сумел бы искоренить все разнообразие мира в его качественном проявлении. Само направление имеет собой взаимосвязь Материи и Духа, при том, что не происходит полного отрицания того или иного объекта.

Практика Интегральной Йоги

  • Что необходимо для Интегральной Йоги (Практика Интегральной Йоги. Глава 1)
  • Девятеричная Ежедневная Садхана (Практика Интегральной Йоги. Глава 2)
  • О Стремлении (Практика Интегральной Йоги. Глава 3)
  • Садхана Отказа Низшим Импульсам (Практика Интегральной Йоги. Глава 4)
  • Отречение в Интегральной Йоге (Практика Интегральной Йоги. Глава 5)
  • Об Открытости и Восприимчивости (Практика Интегральной Йоги. Глава 6)
  • О Самоотдаче Божественному (Практика Интегральной Йоги. Глава 7)
  • Как Обращаться к Божественной Матери (Практика Интегральной Йоги. Глава 8)

Раздел «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» включает перевод книги Д. К. Мукерджи «The Practice of the Integral Yoga», дополненной цитатами Шри Ауробиндо и Матери, а так же Беседы Матери с учениками на Игровой Площадке и письма Шри Ауробиндо к Дилипу К.Рою.

В этой книге рассматриваются необходимые качества и основные трудности в человеческом сознании на пути Интегральной Йоги. Каждый человек, который приходит к Шри Ауробиндо и Матери, повинуется голосу своей души, которая хотя бы однажды в его жизни живым и ярким опытом врывается в его внешнее сознание и зовёт его к себе. Но, несмотря на несколько духовных опытов, состояние обычного внешнего сознания в садхаке остаётся без изменения, и садхак ещё в течение многих лет продолжает жить в неведении, то есть, в кромешной тьме незнания, что нужно делать и как отличить в себе истину от лжи.

Поэтому, на протяжении всей книги, Мать и Шри Ауробиндо всё время настаивают, что основным отношением садхака в йоге должна быть пассивность, которая включает:

Спокойное наблюдение за тем, что происходит внутри него, обычно это неразличимая смесь всевозможных мыслей, чувств и импульсов, с тем, чтобы постепенно научиться различать отдельные движения в своём сознании;

Призыв к Силе Матери Шакти, расслабленное и спокойное ожидание её прихода, открытие себя для неё;

Когда поток Силы приходит вниз, спокойное сотрудничество с Силой, расслабление тех частей тела, через которые она проходит, с тем чтобы открыть для неё все части сознания в себе и дать ей работать, не вмешиваясь и не настаивая на собственной деятельности.

Шри Ауробиндо писал об этом в письме к Дилипу:

Интегральная Йога – это новая дисциплина, целью которой является полное изменение существующей человеческой природы. Все традиционные Йоги, что были до сих пор, оставляли внешнего человека без изменения, так как их целью был контакт с Духовной Реальностью за пределами этого мира.

Поэтому, вся активность прошлых йог, которые различными методами добивались тишины в разуме и контакта с Духом, сводятся в  Интегральной Йоге к концентрации, созерцанию и пранаяме, для того, чтобы успокоить внешнюю природу и открыть себя для истинной силы, которая одна может совершать Йогу в нас  –  Силе Матери Шакти.

Только Супраментальная Сила Матери, Шакти может с высоты своего Божественного Сознания знать, что нужно оставить в сознании садхака, а от чего нужно избавиться.

Если сам садхак начнёт избавляться от того, что ему кажется «недостатками», это приведёт к постоянной внутренней борьбе и состоянию раздора и конфликта внутри и снаружи. Этим вы не только не достигнете гармонии, но многократно увеличите хаос и неразбериху в себе самом. Йога в таком сознании невозможна.

Учитесь принимать свою внешнюю природу без ментальной критики, раздражения, и недовольства собой. Критика и недовольство порождают огромное лицемерие, когда вы прячете от себя всё то, что кажется вам недостойным и живёте в постоянной иллюзии, что то, что вы делаете – правильно и хорошо. Но это не меняет вас и вашу природу.

Такая жизнь в постоянной лжи самому себе закрывает путь знанию, которое приходит с совершенной искренностью. Именно поэтому, основным условием йоги является искренность. Эта ложь, по словам Матери, отделяет вас стеной от вашей души.

Искренность – это знание, знание самых тёмных и неприятных своих сторон, с тем, чтобы увидеть и понять ясно, как мало вы знаете о самом себе, своей собственной природе, и как беспомощны вы перед всей этой тьмой и нечистотой!

Тогда вы обращаетесь к Матери, к её силе Шакти, и просите её спасти вас от самого себя, очистить вас от всего, что мешает вам увидеть свет души вашей, свет Истины и Любви. Только это может сделать вас счастливым.

Интегральная Йога – это целенаправленный и эффективный поиск истинных гармонии и счастья в вашей жизни.

Вот что говорила об этом Мать:

Мы желаем вам, чтобы книга «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» помогла вам организовать свою деятельность на пути самопознания и установления гармонии во внутренней и внешней жизни.

Садхана

Шри Ауробиндо указывает, что существуют много йогических практик-садхан совершенствующих различные аспекты деятельности человека. Но у всех цель одна – движение к Абсолюту. Хатха йога трансформирует жизнь и тело человека, совершенствует его физическую и ментальную функцию. Ментальную сторону совершенствует Раджа йога, посредством достижения йогического транса (самадхи). Джняна йога помогает человеку самосовершенствоваться, связана с умом человека. Карма йога влияет на деятельную природу человека. Бхакти – обращена к эстетическим силам души.

Главными частями интегральной йоги Шри Ауробиндо считает:

  • Чистую совесть.
  • Правду.
  • Преданность.
  • Уважение.
  • Доброту.
  • Красоту.
  • Дисциплинированность.

Сочетание этих всех подходов позволяет постичь свое настоящее Я как часть Всевышнего.

Интегральная йога является новым путем, она:

  • Действует свободно и рассеяно, но интенсивно и направленно в соответствии с индивидуальными чертами человеческого индивида.
  • Принимает нас такими, какими мы есть, изменяя нашу природу, не отрицает наличие низших форм, появившихся в результате прошлого развития.
  • Вся жизнь – это средство для того, чтобы проявить Божественное в себе.
  • Как результат интегрального освобождения является переживание блаженства (Ананды), представляющего собой совершенную гармонию Знания, Любви и Труда, дающее единение человека со всем миром за пределами всего.

Прорыв от эмпирического сознания к духовному Я и осуществление культурного синтеза часть цели йоги Ауробиндо.

Условия реализации

Йога интегрального знания хоть и не предполагает жесткого соблюдения каких-то рамок, но все же имеет ряд довольно важных условий для успешного продвижения в этом направлении:

  • Избавление от привязанностей к чему- и кому-либо.
  • Искренность намерения.
  • Открытость для новых энергий.
  • Непоколебимая вера.
  • Сильная воля.
  • Стремление достичь цели.
  • Терпение и спокойствие.
  • Тишина и безмолвие.

Для начинающих также важно сохранять неподвижность тела и находиться в уединенной обстановке, но со временем эти внешние факторы не должны вас больше ограничивать. Особое значение уделяется нахождению контакта с Божественной Матерью – Шакти и ее милостью к вам, ведь именно благодаря ей происходит нисхождение энергии

Об этом написаны целые философские труды, которые совсем не будет лишним изучить. Подборка книг Ауробиндо здесь

Особое значение уделяется нахождению контакта с Божественной Матерью – Шакти и ее милостью к вам, ведь именно благодаря ей происходит нисхождение энергии. Об этом написаны целые философские труды, которые совсем не будет лишним изучить. Подборка книг Ауробиндо здесь

Садхана может быть осуществлена тремя путями:

  1. Работа ради Божественного. Предполагает отсутствие эгоистических целей. Это так называемая карма-йога, доработанная под интегральное видение.
  2. Медитация и концентрация. Подразумевает полное успокоение ума от любых мыслей. Существует несколько способов это делать. Один из них описан в раджа-йоге Свами Вивеканандой.
  3. Любовь. Сюда относится бхакти-йога, джапа-йога, пение мантр (в особенности, Гаятри-мантры) и др. Для женщин часто становится предпочтительным этот вариант садханы.

Однако сам Шри Ауробиндо в своих переписках с учениками не раз говорил, что эти три метода можно и нужно сочетать между собой.

Эволюция сознания

Важнейшая роль отводится теме сознательного и бессознательного. По мнению неизменного автора методики, в нынешней природе человека очень много бессознательных и даже животных проявлений. Чтобы изменить это, абсолютно необходима эволюция сознания Человека и проникновение сознания в каждую частицу человеческого тела. Принято считать, что ум человека – это наивысший уровень развития сознания на Земле. Но Шри Ауробиндо полагает, что человеческий ум – это лишь очередная ступень в эволюции сознания, а тело человека со своими желаниями и инстинктами — не что иное, как материя, тормозящая и сбивающая с толку осознавшее само себя сознание.

Для изменения такого положения вещей автор методики советует подготовить себя для трансформации, затем на всех уровнях открыться Божественному источнику и, полностью доверившись, просить его войти в нас. Причём войти не только в наш Дух, но и в материальное тело. Таким образом, одним из главных отличий этой йоги от других является иное направление энергии – не снизу вверх, а сверху вниз.

Философия интегральной йоги

У каждого человека разный уровень сознания, они по-разному воспринимают окружающий мир, информацию, по-разному рассуждают об одних и тех же событиях и явлениях, по-разному чувствуют и думают. Каждый человек идет тем путем, по которому ему комфортнее и легче

Есть много разных видов древней йоги, каждый из них заостряет внимание на том или ином аспекте ума, сознания и человеческого тела, при помощи которых достигается поставленная цель

Ауробиндо совершенно по-новому подошел к преобразованию сознания человека в божественное. Он рассмотрел всю йогу, как единую целостную систему, и впервые применил новый термин – интегральная йога. Система помогает человеку по-другому посмотреть, перестроить и изменить сознание, добиться божественной жизни в существующем мире.

Он утверждал, если занимаясь интегральной йогой, правильно настраивать свое сознание, материальная энергия превращается в духовную, происходит трансформация сознания и человеческого тела, они превращаются в божественные. Человек преображается и начинает смотреть на мир другими глазами, в окружающем его мире он начинает видеть божественное явление, как воплощение Бога Кришны.

Все серьезные, духовные традиции имеют тенденцию к развитию, и к восхождению души, чтобы привести к единению с Божеством. Это хорошо и правильно, но Ауробиндо идет дальше и считает, что само вознесение до уровня Божества не может быть целью. Должно наступить нисхождение Божества в мир людей. Практикующие целиком поддаются божественному действию, а перемены наступят сами.

Он не идет йогическими путями классической йоги, критикует их, прежде всего за то, что они ищут нирвану, или переделывание мира. В йоге Ауробиндо не достаточно вхождения в йогический транс или самадхи, здесь мало каких-то чудесных способностей и сверхвозможностей — требуется полная трансформация сознания и тела, чтобы постичь все божественные знания, дух и силу.

Йога Ауробиндо объясняет, как происходит постепенное преобразование мира, и какое предназначение человека и его место в этом процессе. Шри Ауробиндо убежден, что есть Сверхразум, который объединяет материальный и духовный мир в единую целостную систему. Все что есть в нашем мире, это крохотные частицы Сверхразума.

«Цель — постепенный союз с Божественным или рост его откровения во всех областях человеческой жизни»… «Дорасти до истинной силы духа, и без прямого воздействия этой силы, стать реальным каналом, через который можно выразить себя, как жизнь человека в Боге, и Божественную жизнь духа в человеке».

Человеческая жизнь, должна выйти за пределы материального мира и неосведомленности, достичь Сверхментального существования. Человек может достичь божественной жизни в материальном мире с интегральной йогой. Ауробиндо считает, что духовный мир – это одна из составляющих материального, он находится в нем и от духовного мира человека отделяет только его материальное сознание.

Садхана

Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.

Садхана несет в себе несколько компонентов:

  • развитие и улучшение качеств своей души;
  • возможность остановить круговорот циклов жизни или иначе сансары;
  • установление взаимосвязи человека и Бога;
  • произведение и обязательное осуществление специальных комплексов и традиций для почитания Всевышнего.

Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.

В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.

Упражнения

Практические занятия имеют несколько вариаций исполнения. Чтобы достичь определенной цели, необходимо выполнять особый комплекс упражнений. Существует пять направлений:

  • Крия-Хатха (омолаживающие и оздоравливающие асаны);
  • Крия-Кундалини (техника дыхания, улучшающая потоки энергии и позволяющая получать ответы на свои вопросы свыше);
  • Крия-Дхьяна (очищает от внешних шумовых воздействий при помощи медитации);
  • Крия-Мантра (последовательное извлечение звуков, освобождающих от лишних мыслей и шума);
  • Крия-Бхакти (определенные действия, направленные на служение Вселенной).

Входные Крии

Объединенные в комплекс упражнения помогают сосредоточиться на практических занятиях, убрать из головы лишние мысли, успокоиться и стать увереннее.

Входные Крии повышают уровень духовного и физического состояния человека.

Последовательность выполнения упражнений:

  • из положения лёжа перейти в позу Планки, задержать дыхание на несколько секунд;
  • из положения стоя выполнить глубокие наклоны вперед, дотягиваясь до пола кончиками пальцев;
  • из положения стоя наклониться туловищем вперед, касаясь руками до пола, скрутить тело в сторону, подняв одну руку вверх (упражнение «мельница»).

Важно! Не нужно напрягаться во время выполнения упражнений. Движения должны быть легкими, но с сохранением концентрации внимания

Хороших результатов можно достичь, если с самого начала заниматься со специалистом.

Основные Крии

Практически все упражнения выполняются из положения сидя. Данный комплекс улучшит развитие всего организма.

  1. Сесть на пол, взять руки в ключ и наклониться.
  2. Вращать руки и корпус, держа руки в замке.
  3. Сгибать и разгибать спину.
  4. Выполнять наклоны туловищем в стороны.
  5. Наклонить голову вперед и запрокинуть назад.
  6. Обхватить выпрямленные ноги руками. Заводить голову назад и опускать.
  7. Лечь на спину, согнуть ноги и захватить лодыжки. Поднимать и опускать поясницу и ягодицы.
  8. Лечь на спину. Согнуть ноги так, чтобы они лежали ступнями вверх (как в Супта Ваджрасане). Поднимать и опускать поясницу.
  9. Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину (поза кошки-коровы).
  10. Стоя на четвереньках, подносить колено к груди, а затем выводить за спину.
  11. Стоя на коленях, положить голову на пол. Прогибаться спиной.
  12. Лечь на согнутые колени. Сложить руки в замок, опуститься лбом на пол.
  13. Встать на колени, опереться на голову и обхватить ее руками. Сгибать и разгибать колени, а затем поднимать их по очереди.
  14. Сесть между ступней. Выпрямляться, отрывать туловище от пола и опускать обратно.

Биографическая справка

Шри Ауробиндо – выдающийся мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин – родился в Калькутте 15 августа 1872 г. в семье доктора Гхоша, происходившего из знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста обучался в Англии – сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной западной литературы. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в латыни и греческом, а также в стихосложении.

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал «Банде Матарам» стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение «Арья», где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний – Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо – утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек – лишь переходное ментальное существо, чье призвание – достичь более высокого, «супраментального», уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов.

Шри Ауробиндо, Пондичери, 1950 г.

Эволюция и йога

Согласно Ауробиндо три главных принципа эволюции, образующей в итоге, скорее, спираль, чем прямую линию, это — расширение, возвышение и интеграция. В ходе эволюции происходит количественное усложнение (зарождение жизни подготавливается возникновением все более сложных структур), затем — качественная трансформация (переход к органическим образованиям, возникновение сознания), и далее — преобразование высшими формами бытия низших.

Высший этап эволюции достигается не одним человеком, а всем человечеством, и ключом к преобразованию всего общества является преобразование природы человека. Совершенствованию различных сторон человека способствовали различные формы культуры, развивающие волю, чувственно-эмоциональное восприятие, разум, открывающие духовные глубины его существа. Но достигаемые при этом успехи являются частичными и недостаточно действенными.

Радикально решить задачу совершенствования человека может лишь йога. С точки зрения Ауробиндо: «Вся жизнь есть йога». В широком смысле всё историческое развитие человечества (его космическое развитие) есть путь, ведущий к обществу гностических существ. В узком смысле йога, по Шри Ауробиндо, это совокупность методов, применяемых для осуществления указанной космической цели.

Он называет её интегральной йогой или Пурна (полной) йогой. С его точки зрения высшие идеалы человеческого рода достигаются либо эволюционным продвижением, либо «революционным индивидуальным усилием». Именно таким усилием Ауробиндо считает собственную йогическую практику — садхану, именно к таким усилиям призывает он и своих учеников — садхаков, практикующих интегральную йогу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий