Философия гедонизма: как жить в свое удовольствие

Вариации гедонизма

По мнению Аргонова, постчеловек сможет перепрограммировать свои мотивации по своему желанию (получать удовольствие от любой запрограммированной деятельности). И если постулаты принципа удовольствия верны, то общее направление развития цивилизации очевидно: максимизация интегрального счастья в нечеловеческой жизни (произведение продолжительности жизни и среднего счастья). Постчеловеки избегают постоянной стимуляции удовольствия, потому что оно несовместимо с рациональным поведением, необходимым для продления жизни. В среднем, однако, они могут стать гораздо счастливее, чем постчеловеки. Согласно эпикурейским взглядам, высшее наслаждение (мир и свобода от страха) достигалось через знания, дружбу, добродетельную и умеренную жизнь. Он восхвалял наслаждение простыми удовольствиями, под которыми он подразумевал воздержание от плотских желаний, таких как секс, и аппетиты, граничащие с аскетизмом. Он утверждал, что не следует есть слишком много во время еды, так как это может привести к последующей неудовлетворенности, например, к мрачному осознанию того, что в будущем человек не сможет позволить себе такие деликатесы. Аналогичным образом, секс может привести к усилению желания и неудовлетворенности своим сексуальным партнером. Эпикур не сформулировал сложную систему социальной этики, которая дошла до наших дней, но у него была уникальная версия Золотого правила .

Культурология. Словарь-справочник

Учение, рассматривающее удовольствие (hedone) как высшее благо или принцип морали. Она нашла свое выражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом) и, среди последних ученых, во взглядах Мишеля Онфре (***). Гедонизм не обязательно связан с эгоизмом, потому что он может учитывать и удовольствия других людей, и с материализмом, потому что существуют и духовные удовольствия. По сути, это слабость гедонизма. Как теория она приемлема только в том случае, если термин “удовольствие” трактуется настолько широко, что теряет свой четкий смысл. Конечно, мне бы очень хотелось думать, что человек, который умирает под пытками, но не предает своих товарищей, действует из удовольствия (желая избежать еще более жестоких страданий из-за осознания своего предательства, которое привело бы к пыткам его товарищей, или из-за осознания поражения). Но тогда нам пришлось бы рассматривать гедонизм как теорию, которая подходит ко всем случаям жизни и не имеет в качестве добродетели своих отличительных черт. Если все в мире объясняется гедонизмом, зачем выделять гедонизм в отдельную доктрину? Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) – удовольствие) – учение в философии (особенно в этике), согласно которому главной целью жизни является достижение удовольствия, удовлетворение желаний, стремление к развлечениям. В то же время необходимо отгонять зло, боль и страдания. Гуманистическая этика возникла против феодально-церковного аскетизма, провозгласив право на естественные, приобретенные от природы человеческие потребности и склонности. В трактатах “О наслаждении как истинном благе” (“De voluptate as de vero bono”, 1431) Л. Валлы. Валлат и “Введение в науку морали” (“Isagogicon moralis disciplinae”, 1470) Бруни Аретино, направленные против религиозного учения о греховности плоти, возрождают мораль Эпикура, которой придается чувственный характер и выражаются принципы буржуазного индивидуализма (гедонизма). Это слово происходит от греческого hedone – “удовольствие”. Гедонизм охватывает все этические теории, которые считают, что главной моральной целью является счастье, удовольствие. Древние киренаики считали, что точное предсказание приятных или несчастных исходов ведет к мудрости; позже они подчеркивали, что каждый момент жизни должен быть посвящен стремлению к удовольствию. Эпикурейцы несколько изменили эту концепцию, противопоставив мимолетное удовольствие абсолютно счастливой жизни “удовольствие благоразумия” обеспечивает рациональному человеку тонкость, разнообразие, постоянство. Ни “чистый”, ни “модифицированный” гедонизм не предполагают истинных нравственных ориентиров. Согласно “психологическому гедонизму” весь выбор определяется удовольствием/болью (Бентам); желать чего-либо – значит находить удовольствие в этом объекте (Милль). Любой объект должен непременно привлекать (обещать удовольствие), прежде чем его выберут, желание объекта должно предшествовать удовольствию, связанному с его достижением; однако удовольствие выбирают не всегда, поскольку этот критерий не является моральным эталоном.

Принцип гедонизма

Основным принципом гедонизма можно считать идею быть счастливым. Для этого не нужны деньги и богатство. Для этого нужно научиться правильно формулировать свои желания и превращать мечты в цели. Хорошее событие может длиться всего лишь миг, но человек, заметив этот миг, будет счастлив на протяжении всего дня или даже нескольких дней.

Философы призывают не ставить слишком сложные цели, поскольку их будет трудно (а может, даже невозможно) достичь. Если индивид научится дробить большую цель на несколько мелких, у него больше шансов стать счастливым.

Главная цель гедонизма – правильная расстановка приоритетов. Средства для достижения этой цели каждый гедонист выбирает сам. Если человек неправильно выбрал средства для достижения цели, он не сможет достичь желаемого состояния наслаждения.

Поговорка «Счастье каждый куёт сам» имеет прямую связь с гедонизмом и призывает индивида найти свое предназначение и получать удовольствие от собственных действий.

Споры вокруг гедонизма

Чем глубже идеи прагматизма и утилитаризма проникали в общественное сознание, тем больше интереса к себе вызывал гедонизм. Его интерпретации составили предмет спора между учеными. Так, Генри Сидгвик отделил этическую и психологическую стороны гедонизма.

Он связал этический гедонизм с нормативной теорией получения как личного, так и всеобщего удовольствия. Именно в этом аспекте он связан с утилитаризмом. А психологический гедонизм связан с процессами в организме, значит, доступен для научного (а не только философского) анализа.

Психологический гедонизм изучали также с физиологической точки зрения, исследуя нейромеханизмы человеческих и животных мотивов, чтобы выявить единый стимул их сознательного поведения. Опыты на крысах выявили наличие в мозгу центров удовольствия, которые животные были готовы стимулировать до полного изнеможения. Опыты на людях выявили наличие и других подобных центров.

Невзирая на многие исследования, до сих пор неизвестен нейрофизиологический параметр, который был бы связан с любым проявлением волевого поведения. Сейчас в науке существует много гипотез по поводу нейрокоррелята удовольствия.

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист – это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы. Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение

Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия

Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты – гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид , ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения»

Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность

Виды гедонизма

В гедонизме разделяют несколько основных видов.

Психологический или мотивационный гедонизм

Мотивационных гедонистов отличают по тому, что они получают удовлетворение не только от самого действия, но и от ожидания. Человек испытывает кайф еще и от того, что приносит удовольствие другим людям. Возможно, результат не принесет столько эмоций сколько само ожидание и гордость за себя в этом процессе.

Недостатком является переоценка роли эмоций. Некоторые психологи выделяют отдельный вид психологического гедонизма – инфантильный. При воспитании ребенка родители давали только самое лучшее и не научили ребенка радоваться мелочам. Ребенок привыкает получать только удовольствие, при этом сам не способен отдавать.

Этический или нормативный гедонизм

Нормативный гедонизм предполагает, что безмятежное существование и отрицание мучений и проблем – это главный смысл жизни и счастья. Найти причину для радости можно в чем угодно и немедленно: любование прибоем с бокалом вина, душевный фильм или книга, случайно улыбнувшаяся незнакомка. Поводов может быть великое множество. Гедонисты любым способом уменьшают свои страдания или переживания.

Женский гедонизм

Женщина — гедонистка наслаждается жизнью в данный момент, избавляя от негатива и себя, и окружающих. Чаще она не думает о последствиях и способна совершать необдуманные поступки. Например, занять крупную сумму денег на ненужную вещь или вечеринку.

Эта женщина проявляет оптимизм в любой ситуации и любит красивые вещи и красивых мужчин.

Ее спутнику бывает очень легко с ней, но и очень непросто.

Настроение этой женщины и ее окружения зависит только от нее.

Гедонист и эгоист — разные люди?


Зачастую гедонистов не любят, так как считают, что они живут только для себя, на самом деле это совсем не так. Когда рядом счастливые люди, их число с каждым днём растёт, можно заразить оптимизмом, но сделать это намного сложнее, чем распустить вокруг негатив. Гедонисты стараются развиваться постоянно, ведь деградируя можно получить лишь краткосрочный кайф, в основном этим страдают алкоголики и наркоманы. Поэтому получать удовольствие желательно, не нанося вред другим, а в первую очередь самим себе.

Гедонист приближается к эгоисту в стремлении постичь себя духовно, узнать предназначение собственного «я» и наделить его в своей голове абсолютным счастьем. Человек, который переводит бабушек через дорогу, помогает близким материально, готов оказать моральную поддержку родным, тоже может быть гедонистом, но лишь при условии, что от своих добрых дел он становится счастливее с каждой минутой.

Критика

Геонист может быть человеком максимально ответственным, делать все свои дела качественно и в срок, но на него не должны давить и торопить, и уж тем более ему не должны навязывать собственное мнение.
Гедонизм в философии – это учение о превосходстве телесных, моральных удовольствий жизни. Его основатель, Аристипп, преемник Сократа, различал два психических состояния человека – удовольствие как приятное, нежное и как пошлое душевное движение. Современные подходы

Термин гедонизм происходит от греческого hēdonismos (ἡδονισμός, “наслаждение”; от ἡδονή, hēdonē, “удовольствие”), которое связано с протоиндоевропейским ean swéh₂dus через древнегреческое hēdús (ἡδύς, “сладкий”) + суффикс -ismos (-ισμός, “изм”). Помимо основных путей к удовольствию, гедонист способен ловить мгновения счастья от каждой мелочи: будь то созерцание природы, проведение вечеринок, путешествие по миру – даже добродетель может стать причиной осознания полного счастья.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.

Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.

Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.

Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».

Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Возникновение гедонизма в качестве психологического направления произошло еще на древнегреческих просторах. Принято считать, что основателем этого учения был философ Аристипп. Что же в действительности означает это понятие и кого можно считать гедонистом, рассмотрим далее.

Согласно многочисленным научным источникам, понятие гедонизма трактуется как этическое учение, которое определяет смысл жизни человека, сводящийся к постоянной тяге получать удовлетворение и разнообразные удовольствия практически от всего, что его окружает.

Это учение определяет безудержную радость, сладостное наслаждение, удовольствие как основную цель, побуждение к жизни и своеобразное доказательство моральности. Другими словами, согласно философии гедонизма, наивысшее благо для человека заключается в том, чтобы прожить беззаботную, простую жизнь, наполненную исключительно положительными эмоциями и лишенную всевозможных страдания и горя.

Суть гедонизма заключается в таком поведении человека, которое полностью направлено на получение удовольствия. При этом подразумевается как физическое, так и моральное наслаждение. Однако гораздо чаще гедонист пытается получать максимум удовольствия именно от физических занятий и материальных вещей.

Гедонизм — путь в никуда

Рассматривать получение наслаждения как высшую цель жизни — это изначально проигрышная позиция. Потому что достижение счастья путём получения наслаждения невозможно по той простой причине, что вожделение человека просто не имеет конца. Вспомните в своей жизни ситуацию, когда вы сильно желали приобрести какую-либо вещь. Вы считали, что она вам очень нужна и прямо-таки счастья в жизни не будет, если эту вещь не приобрести. А теперь постарайтесь вспомнить, что вы испытали, когда приобрели её. Сначала — кратковременный восторг, а затем… опустошение. Полное душевное опустошение — вот что наступает, когда человек получает долгожданный объект своего вожделения. И если проанализировать то, как человек стремится к своей цели, и то, какие чувства он затем испытывает, то получается, что любое достижение в материальном мире приносит гораздо меньше удовольствия, чем было потрачено на это усилий.

Опыт показывает, что ни одно удовлетворённое желание не позволяет испытывать наслаждение от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример — это отпуск, который в наше время весьма популярно проводить где-нибудь на дорогостоящем курорте. И это очень показательная ситуация: человек полгода (в лучшем случае) усердно работает, чтобы на недельку-другую поехать в отпуск. Совершенно очевидно, что усилия и количество полученного наслаждения просто неравносильны. И так, на самом деле, во всём.

Ещё Будда Шакьямуни говорил о том, что причина страданий — желания. Нет желаний — нет страданий. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы отказаться вообще от всех желаний, обернуться простынёй, сесть под ближайшим деревом и дышать носом, «созерцая внутренний мир». Во всем следует придерживаться принципа здравомыслия. Будда Шакьямуни говорил о желаниях как о жажде чувственных наслаждений, но вовсе не призывал отказываться от всех желаний. У него и у самого были желания: учиться, постигать истину, практиковать медитацию, достичь Освобождения. Надо сказать, что Будда в своё время тоже прошёл путь крайних аскез и понял, что это немногим лучше, чем погоня за наслаждениями. Поэтому и проповедовал — Срединный Путь.

Таким образом, в повседневной жизни можно наблюдать истинность слов Будды о том, что желания приносят страдания. Получая желаемое, человек испытывает кратковременное наслаждение, а затем понимает, что объект его вожделения несовершенен и нужно искать что-то ещё более совершенное — и снова начинается бег за миражами. Так устроена человеческая психика, что к любому даже самому умопомрачительному уровню наслаждения человек привыкает и начинает снова «задирать планку» и искать то, что сможет впечатлить его ещё больше.

Яркий пример — это люди, которые употребляют наркотики. Толерантность организма — это вполне медицинское понятие, и оно даёт полное понимание о том, что такое «наслаждение» и в чём его ущербность. К примеру, если человек употребляет наркотик, повышается толерантность его организма к этому наркотику, проще говоря, организм к наркотику привыкает и перестаёт выбрасывать тот самый гормон «дофамин», который и даёт нам чувство наслаждения. И чтобы снова спровоцировать выброс дофамина, человеку нужно уже большее количество наркотика. И на этом простом примере можно убедиться, что получая наслаждение, человек быстро к нему привыкает и начинает желать ещё большего наслаждения.

Виды гедонизма

Гедонизм разделяют на два вида в зависимости от уровня и вида удовольствий: низменный и возвышенный.

Низменный

Низменный гедонизм осуждается обществом и строится скорее на физическом удовлетворении, представителей низменного гедонизма сейчас, к сожалению, больше. Он характеризуется такими источниками удовольствия как алкоголь, сексуальные отношения (в частности склонность к разврату, обладание многими и так далее), изобилие в еде, независимо от качества, власть, тщеславие. Последствиями низменного гедонизма являются возникновение зависимостей, девиантное поведение, разложение личности. 

Возвышенный

Возвышенный гедонизм строится на достижении удовольствия нравственного характера. Например, гедонист получает удовольствие в сексуальных отношениях от духовной близости с партнером, единения и любви к нему, в отличие от низменного разврата. Сторонники возвышенного гедонизма не бегут за престижем и материальными благами, для них истинное удовольствие приносят духовные ценности, ощущение собственной пользы для других людей. 

Помимо низменного и возвышенного выделяют этический и психологический гедонизм. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

Этический гедонизм

Этический или нормативный гедонизм – наслаждение жизнью здесь и сейчас. Сущность этического гедонизма состоит в том, чтобы искать и ценить положительные моменты вокруг себя. Другими словами, это этика наслаждения. В этическом гедонизме не важна материальная ценность объекта, приносящего удовольствие. Это может быть просто созерцание природы, запах кофе, шум моря или шелеста листвы. 

Психологический гедонизм

Под психологическим гедонизмом подразумевается стремление человека к счастью в виде совокупности физических и духовных удовольствий. В психологии гедонизм проявляется не только в радости от получения результата, но и от самого процесса. В психологическом гедонизме удовлетворение потребностей и избежание страданий – единственные мотивы всех человеческих поступков. Также в психологии рассматривают инфантильный гедонизм, он более губителен для общества, нежели все иные его проявления. Так как заключается в стремлении человеком достигать личный кайф любыми способами. При этом, нанося в процессе получения удовольствия вред другим людям, гедонист или гедонистка позднее начинает ощущать собственную никчемность. Подобное тяжело переносится людьми, вплоть до проявления суицидальных наклонностей. 

В психологии выделяется множество видов гедонизма

Экскурс в историю

Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм. В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.

То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение.

В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.

Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма. Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.

Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.

Основные принципы гедонизма

Самый важный принцип гедонизма – жить в свое удовольствие и пытаться избавиться от любых возможных страданий. Однако стоит знать, что гедонизм имеет ряд определенных принципов, на которых основано гедонистическое учение:

Не переоценивайте себя, внешние факторы, важность источника удовольствия. Завышенные ожидания и фантазии обязательно приводят к разочарованию

Лучшим исходом было бы ожидать чего-то не в большом масштабе, но в разумных рамках. Следовательно, получение поистине прекрасного события приносит гораздо больше удовлетворения и счастья, чем ожидалось. Не строите свою жизнь вокруг больших событий. Действия, которые требуют времени и требуют изнурительной и кропотливой работы, могут не оправдать вложенных в них усилий. Включите в свою жизнь небольшие радости – будь то чашка кофе, концерт любимой группы или прогулка посреди рабочего дня. Знайте, когда нужно остановиться. Если вы постоянно употребляете блюдо, которое доставляет вам огромное удовольствие, рано или поздно оно перестанет «действовать» на вас. Балуйте себя равномерно. Уровень удовольствия зависит от внешних факторов, таких как окружающая среда, окружающая среда или своевременность. Совместите удовольствие с более чем одним аккомпанементом, чтобы повысить уровень своего удовлетворения.

важно осознавать границу собственных удовольствий и желаний

​Каким выглядит такой человек

Такие люди обычно придерживаются гедонистических взглядов на жизнь. Они стремятся получить наслаждение от любого момента и ситуации. Гедонисты ценят жизнь во всех ее проявлениях, переступая через любые преграды.

Главными источниками удовольствий этих людей становятся:

  • различные хобби;
  • алкогольные вечеринки;
  • встречи с друзьями;
  • внутрисемейные ценности;
  • вкусная пища;
  • восхваление собственных достоинств;
  • секс;
  • финансовый доход;
  • власть;
  • саморазвитие личности.

Причем каждому человеку характерно самому определять свои жизненные приоритеты. Кто-то больше всего ценит нематериальные ценности (восход солнца, поездка на природу, прогулка босиком по траве и т. д.). Другие — исключительно материальные (финансовый достаток, различные блага). Достигать счастья или нет — это решение остается за конкретной личностью.

Настоящим гедонистам присуще относиться к жизни философски. Они часто занимаются саморазвитием, изучают новое, придумывают желания и цели, стремятся их достигнуть. Даже если в результате получают лишь временное удовлетворение.

Еще такие люди не терпят, когда им намекают про чувство долга. Прямые слова об этом могут ранить гедониста, загонят его в плохое настроение и испортят дружбу.

Многие творческие люди являются сторонниками данного направления. По их качествам и поступкам это можно легко определить. Обычно у них очень ранимый, чувствительный характер, некоторые из них придерживаются здорового образа жизни.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение — это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

  • Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики — группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни — получение физических наслаждений.
  • По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.

Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию «обретение счастья». Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм. Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных)

Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием

Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище — «учитель смерти».

В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции , Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение — просвещенный гедонизм, который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

Принципиально новое развитие теория удовольствия получает в психологии. Обосновывая свое учение о психоанализе, З. Фрейд трактует получение телесного наслаждения как основной движущий мотив жизнедеятельности человека.

Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

Что такое гедонизм

Гедонизм — это этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению. Следовательно, деятельность человека подчиняется этой главной цели — достижению наслаждения. Слово происходит от древнегреческого «хедонэ», которое так и переводится — наслаждение, удовольствие.

Зачастую неверно ставится знак равенства между гедонизмом и эпикурейством — в строгом смысле эти два течения античной философии хоть и говорят об удовольствии как о центре человеческой жизни, все же различаются в понимании сущности удовольствия как такового.

И не совсем верно называть гедониста сибаритом — в древнегреческих текстах, где говорится о сибаритах, их обычно представляют как людей изнеженных, живущих в роскоши и предающихся праздности и удовольствиям, — в сущности как бездельников. Удовольствие для сибарита заключается не только в потреблении, но и в его активной демонстрации вокруг него — в античной литературе, которая мифологизировала город Сибарис (откуда и пошло слово сибарит) как центр баснословной роскоши, стремление сибаритов к удовольствию всегда имеет негативный оттенок.

Несмотря на то, что основоположник гедонизма философ Аристипп был современником Сократа и жил в последние десятилетия 5 века до н.э. и в первую половину 4 века до н.э., гедонизм как основа модели поведения, как аксиологическое учение (то есть учение о ценностях) и как способ описания современного мира потребления оказывается очень актуален.

Правило 1 Вам нужен здоровый пессимизм

Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.

Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.

Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?

Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий