Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Справедливость восстановлена

Но Кришна узнал, кем является Камса, кто на самом деле его мать и отец. Теперь не просто жажда соревнований, но и желание восстановить справедливость толкало юношу вперёд. Он ничем не выказал осведомлённости о преступлениях царя Мадхуры, а сделал вид, будто заинтересован лишь игрой. А вот Камса приказал выставить против одного Кришны целый отряд. Лучшие воители вошли в его состав – противник должен был погибнуть от их мечей.

Но произошло невероятное – юноша в одиночку расправился с группой воинов. Тогда Камса приказал выпустить из клетки бешеного слона. Простого человека зверь явно растоптал бы, но Кришна обладал поистине божественной силой. Он сумел одолеть животное, после чего убил царя. Своих родителей юноша выпустил из заточения. Отец Кришны получил законный престол, а сам герой стал править в соседнем городе.

Благодаря победам на поле боя, успеху в противостоянии с могущественным Камсой Кришну стали почитать как воплощение справедливости и могущества. Что интересно, даже история любви Кришны кажется необычной. Его главными жёнами были принцесса Рукмини и семь других женщин.

Всего, как утверждают сказания, у Кришны было 16108 жён. Все они прежде являлись супругами демона Наракасура, что превратил красавиц в своих заложниц. Кришна после победы над демоном освободил женщин. В те времена пленницы считались «нечистыми», а потому не могли второй раз выйти замуж. Но Кришна сделал исключение для своих жён, признав их принцессами. Для каждой из своих супруг Кришна построил дворец.

Царь Камса был наказан за свои преступления / Abhi Sharma / flickr.com

Развитие

В Дивия Прабандхам были собраны несколько текстов, в которых упоминается Кришна, но это из одиннадцатого века, с Бхагавата-пурана, Что ведущая роль этого бога становится бесспорной, поскольку в этой работе он описывается как вышестоящий объект, из которого возникает все остальной боги.

Считалось, что даже несмотря на то, что он пришел в мир как человек, он оставался параллельным на своем духовном плане. Это следствие того, что он был верховным богом, он не мог ни родиться, ни умереть.

В Guita Govinda, текст XII века, говорит о гопи Радха, с которой у Кришны были бы особые отношения, но которая до этого упоминалась только, не вдаваясь в ее рассказ.

Сражение на Курукшетре

Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна – двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, – Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.

Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.

«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.

Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.

Кришна в культуре

Храм Радхи-Кришны в Лондоне

Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».

Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.

Радха

Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».

Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».

Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.

Кришна с флейтой в руках

Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.

Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.

Богословские корни

ИСККОН представляет собой “трансплантацию” вайшнавизма (главной индуистской религиозной школы, которая поклоняется Вишну и его воплощениям) в мир за пределами Индии.  

Четыре вайшнавских сампрадаи были сформированы индуистскими мыслителями Рамануджей (1017–1137 гг.), Мадхвой (1238–1317 гг.), Валлабхой (1479–1531 гг.) и Чайтаньей (1486–1534 гг.). Преданные Харе Кришна следуют линии Чайтаньи, традиции, которая исторически известна как Гаудия-вайшнавизм.  

В течение последних пятисот лет Гаудия-вайшнавизм был распространен в Индии, особенно в Западной Бенгалии и Ориссе.  Шрила Прабхупада популяризировал учение гаудия-вайшнавов в западном мире с помощью своих обширных сочинений и переводов. Ключевыми из них являются «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья Чаритамрита».  Эти работы теперь служат каноном для ИСККОН.

В ИСККОН почитают Кришну как высшую форму Бога и часто называют его «Верховной Личностью Бога», – эта фраза была придумана Шрилой Прабхупадой в его книгах на эту тему. Кришна рассматривается как основной источник проявлений всего божественного.  

Если копнуть в происхождение имени “Кришна”, то с санскрита оно переводится как “всепривлекающий”. Вполне логично, что таковым может являться только сам Господь.

В то время как типичное индуистское богословие определяет Кришну как аватара Вишну, священные тексты утверждают, что Кришна сам является источником Господа Вишну.

Важным аспектом философии Бхагават-Гиты и ИСККОН является утверждение, что индивидуальная душа – это вечная личность, которая в конечном итоге не сливается ни с каким бесформенным светом или пустотой, как предполагает философия имперсонализма.

Изображение

На рисунках Кришна выглядит чернокожим или темнокожим юношей. Это особенно частая тенденция в изображении божества в храмовых комплексах. Плоскостные изображения обычно представляют облик Кришны в виде мальчика во Вриндаване с голубым или темно-голубым оттенком кожи. В качестве одежды на нем желтый дхоти, а в руках флейта, на которой он играет. Поза расслабленная, ноги скрещены в асане, а шею украшает цветочная гирлянда. В волосы воткнуто перо павлина. Облик завершают коровы и телята, пасущиеся вокруг божества. Часто в обществе Кришны присутствуют красивые девушки-пастушки гопи.

Еще один образ Кришны: отображается тот момент, когда он наставляет Арджуну в «Бхагавадгите», находясь в это время на поле битвы Курукшетра. У юноши божественные черты лица, с характерными особенностями индуистского религиозного искусства. Иногда божество изображается с чакрой (атрибут Вишну) или у него несколько голов и рук (наподобие вселенской формы Арджуны).

Храмовые мурти представляют облик Кришны в стоящей расслабленной позе. Вокруг него спутники — брат Баларама (Балабхадра), сестры Субхадры либо главные супруги-царицы Рукмини и Сатьябхама. Также известны изображения Кришны в сопровождении любимой гопи Радхи. Это сочетание «Радха-Кришна» является традиционным в индуистской культуре. К примеру,  у манипурских вайшнав не принято поклоняться только Кришне, для них обязателен единый образ Радха-Кришна. Таких же устоев придерживаются в гаудия-вайшнавизме, рудра-сампрадаи и пуштимарге.

Этимология и имена[править]

См. также: Имена Кришны, Джаганнатха, Дамодара, Гопала и Кришна-Васудева

Файл:Sri Nathji.jpg
Шринатхджи — мурти Кришны, поднимающего холм Говардхану.

В буквальном переводе с санскрита слово кришна (kṛṣṇa IAST) означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий».. Слово родственно Шаблон:Lang-prg, рус. чёрный, праслав. *čьrnъ, «чёрный», лит. keršas «пёстрый». В мурти Кришна чаще всего представлен чёрным (редко — белым или синим), а в живописи преимущественно изображается с кожей голубого или тёмно-синего цвета. В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков». Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии.

Кришна также известен под другими именами и титулами, которые отражают различные его качества и атрибуты. Говинда и Гопала являются одними из наиболее распространённых имён, указывающих на образ Кришны как пастуха коров. Некоторые имена Кришны имеют особое значения в определённых регионах Индии. Примером может служить имя Джаганнатха, которое пользуется особой популярностью в Ориссе.

Различные традиции в индуизме по-разному толкуют значение имён Кришны. Например, комментаторы «Вишну-сахасранамы» дают детальное объяснение каждого из 1000 имён Вишну, которые также являются именами Кришны. В Удйогапарве «Махабхараты» 5.71.4 имя «Кришна» разделяется на две части криш kṛṣ IAST и на ṇa IAST, где значение глагольного корня криш толкуется как бху bhū IAST «существо», «земля», а на ṇa IAST интерпретируется как нирврити nirvṛti IAST «блаженство». В гаудия-вайшнавской традиции, основатель Движения сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада дал похожее основное значение имени Кришны как «всепривлекающий». Вышеупомянутый текст 5.71.4 из «Махабхараты» также цитируется в одном из основных священных писаний гаудия-вайшнавов — «Чайтанья-чаритамрите». Бхактиведанта Свами Прабхупада в своём комментарии объяснил значение бху bhū IAST как «привлекательное существо», откуда и происходит значение «всепривлекающий». Комментаторы «Вишну-сахасранамы» также дают похожее толкование. Например, согласно Шанкаре, Кришна — это 57-е имя Вишну которое означает «естество знания и блаженства». В «Брахмасамбандха-мантре» традиции пуштимарга утверждается, что имя Кришны способно разрушить все грехи.

Юность Кришны

Услышав о том, что доблесть молодого героя растет с каждым днем, Канса решил хитростью заманить его в столицу, чтобы наконец убить. Он послал ему приглашение прибыть на воинские состязания, Кришна принял его и направился в Матхуру. Канса повелел сильнейшим воинам своей страны напасть на Кришну и зарубить его мечами, а если они не одержат победы, то выпустят на Кришну бешеного слона, который растопчет его. Кришна убил не только воинов и бешеного слона, но лишил жизни и самого Кансу.

Он вернул престол старому отцу Кансы, много лет томившемуся в подземелье, сам же воцарился в соседнем городе, Двараке. Построил собственное королевство Дварка на побережье современного штата Гуджарат.

Рождение Кришны

На мой взгляд, самым интересным в этом боге является его история жизни. Она приводится во многих священных текстах, но, пожалуй, самым известным описанием биографии Кришны стала «Махабхарата», древнеиндийский эпос, известный далеко за пределами Индии.

В «Бхагавата-пуране» приводится предыстория появления бога на земле. Согласно ей, верховный небожитель Брахма, создатель всего сущего, дал наставление прочим богам – они должны были переродиться в образах земных сыновей и внуков представителей великой раджпутской династии. В своих аватарах божества должны были бороться с бедствиями, которые происходили на земле. Воплощением Вишну стал именно Кришна.

У главы племени Ядавов Васудевы и его супруги Деваки в положенный срок родился восьмой сын. Именно это и был маленький Кришна. Малыш принадлежал к одной из самых могущественных царских семей Индии. Дядя Кришны, царь Камса, ещё до рождения мальчика получил пророчество. Согласно ему, он был обречён пасть от руки восьмого сына своей сестры.

Испуганный появлением малыша и жутким предсказанием, Камса поступил просто и низко – он бросил всё семейство в подземелье. Детей Деваки царь решил убивать. После убийства старших братьев Кришны произошло чудо. Малыш внезапно исчез. Как рассказывает эпос, Кришна из родного города Матхуры перенёсся в небольшую деревню Гокулу. Он воспитывался в семье предводителя пастушеского племени Нанде, считая его своим отцом.

Малыш Кришна / Vijayann Rajasabai / pixels.com

Кришна в культуре

Храм Радхи-Кришны в Лондоне

Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».

Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.

Радха

Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».

Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».

Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.

Кришна с флейтой в руках

Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.

Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна — это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну — множество рук, голов или чакра.

Как изображают?

Божество часто рисуют синекожим с четырьмя руками. В них он держит разные предметы:

  • раковину (санкху) для извлечения звука «ОМ» (первозданное творение);
  • чакру или диск как символ временного цикла;
  • лотос являющийся примером красоты и свободы;
  • булаву — атрибут силы и ума, а также наказание за непослушание.

Вишну нередко изображается в виде божества, возлежащего на Шешанаге (спиральной змее с несколькими головами, которая плавает в водах Вселенной).

Божество рисуется в спокойном образе, он не испытывает страх перед змеей. Это символ того, что человек не должен позволять страхам одолевать себя, в любой ситуации нужно сохранять покой.

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна — это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других — пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний — один из ключевых богов индуистского пантеона.

ИСККОН после смерти Шрилы Прабхупады

Будучи харизматичным лидером, Прабхупада нес ответственность за большую часть ИСККОН. В годы, предшествовавшие его смерти, Прабхупада работал над созданием структуры лидеров, чтобы его миссия продолжалась и после его смерти.  

Это включило создание двух групп: Комиссии управляющих органов (GBC), которая была создана в 1970 году, и группы инициирующих гуру, которых Прабхупада назначил незадолго до смерти в 1977 году. 

ДжиБиСи был создан для ведения организационных дел в обществе, а одиннадцать гуру были назначены Прабхупадой из числа своих лучших учеников, чтобы они расширяли движение после его смерти.  

Их называли ритвиками. Каждый ритвик имел юрисдикцию над определенной географической зоной. 

Сосуществование этих двух органов оказалось проблематичным, так как гуру постоянно заявляли о превосходстве над коллегами, не являющимися гуру, когда высказывали свое мнение по различным вопросам.  

К 1984 году было решено реформировать систему духовных учителей. Джи-Би-Си отказалось от системы зональных гуру, в то же время поощряя приверженность им.  

Таким образом, в нынешнем виде существует более 50 инициирующих гуру, которые принимают учеников. Все они служат под руководством GBC.  

Таким образом, ИСККОН в настоящее время управляется GBC. С момента своего образования комитет собирается на ежегодной основе.   

Юность Кришны

Услышав о том, что доблесть молодого героя растет с каждым днем, Канса решил хитростью заманить его в столицу, чтобы наконец убить. Он послал ему приглашение прибыть на воинские состязания, Кришна принял его и направился в Матхуру. Канса повелел сильнейшим воинам своей страны напасть на Кришну и зарубить его мечами, а если они не одержат победы, то выпустят на Кришну бешеного слона, который растопчет его. Кришна убил не только воинов и бешеного слона, но лишил жизни и самого Кансу.

Он вернул престол старому отцу Кансы, много лет томившемуся в подземелье, сам же воцарился в соседнем городе, Двараке. Построил собственное королевство Дварка на побережье современного штата Гуджарат.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами)  появился на свет 19 июля  3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата  Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Поздний отрезок бытия

Вы когда-нибудь изучали Вишну-пурану? Этот религиозный индуистский текст весьма интересен. Но продолжаем далее. После сражения на Курукшетре Кришна в Двараке жил в течение 36 лет. Затем на одном празднестве между Ядами завязался смертный бой, в котором они убили друг друга. Немного погодя старший брат Кришны, Баларама, своё тело покинул в йогическом беспамятстве. Кришна отправился в лес, уселся под ветвистым деревом на землю и стал медитировать.

Мимо него проходил охотник с провещающим именем Джара (дряхлость). Он увидел часть ноги Кришны сквозь листву, предположил, что за деревом находится олень, и выстрелил в него из лука. Кришна был смертельно ранен.

В соответствии с «Махабхаратой», Кришна скончался из-за осуждения матери Кауравов Гандхарати. Она после гибели своих сыновей на поле брани Куркуштера рассердилась и прокляла Кришну за то, что тот не стремился остановить войну. Он лишь усмехнулся и принял проклятие, сказав, что его обязанностью было биться на благочестивой стороне, а не предупреждать битву.

В соответствии с описаниями «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны» и базирующимися на них астрологическими вычислениями, датой гибели Кришны в индуизме расценивают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата базируется на «Махабхарате». В её текстах указано, что Кришна царствовал в Двараке в продолжение 36 лет после сражения на Курукшетре. В «Матсья-пуране» также указано, что на момент боя на Курукшетре Кришне исполнилось 89 лет, после чего Пандавы властвовали 36 лет.

Иконография

Кришну обычно изображают как чёрного или темнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах. В изобразительном искусстве, Кришна часто предстаёт как мальчик или юноша во Вриндаване с кожей голубого или тёмно-голубого цвета. Одет он в дхоти жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек-пастушек гопи.

В храмовых мурти, Кришна изображается стоящим в расслабленной позе в окружении своих спутников — своего брата Баларамы (также известном как Балабхадра), сестры Субхадры или с основными своими жёнами-царицами Рукмини и Сатьябхамой. Часто Кришна изображается вместе со своей возлюбленной гопи Радхой как Радха-Кришна — образ, характерный для ряда традиций в индуизме. Например, манипурские вайшнавы никогда не поклоняются одному Кришне, а всегда только Радха-Кришне. Эта форма поклонения также является отличительной чертой гаудия-вайшнавизма, рудра-сампрадаи и традиции пуштимарга.

№8. Анубис в своей животной форме охранял гробницу Тутанхамона.

Когда было сделано знаменитое открытие гробницы египетского фараона Тутанхамона, среди могил был найден храм Анубиса. Статуя Анубиса, изображенная полностью в форме животного, была прикреплена к крыше храма. Он присел на корточках у входа. Это произошло потому, что одной из ролей Анубиса в древнеегипетской мифологии было охранять духов мертвых в загробной жизни и наказывать смертных, нарушивших священную гробницу. Фигура Анубиса в форме шакала, сделанная из дерева, имеет длину чуть более 3 футов. Он искусно вырезан, чтобы показать подтянутые мышцы собачьего божества. Статуя в натуральную величину имеет золоченые уши, воротник и шарф. Кроме того, он покрыт черной краской, так как черный цвет был символическим цветом Анубиса, потому что он представлял смерть и разложение. Храм Анубиса является одним из выдающихся объектов гробницы Тутанхамона. В настоящее время он экспонируется в египетском музее в Каире.

Анубис на саркофаге Тутанхамона

Древние традиции

Почему говорят, что Кришна – это Вишну? Потому что Кришна как сваям-рупа является первопричиной Вишну, или Нараяны (виласа-рупа), который в свой черёд изливается из вайбхава-пракаши Кришны, конфигурации Бога Баларамы. Кришна же владеет добавочными, присущими ему свойствами.

Культ Кришны-Васудевы, именуемый бхагавативизмом, исторически был одним из самых стародавних видов почитания Кришны. Учёные считают, что с течением времени бхагаватизм смешался с иными ценностями поклонения Кришне, такими как культ Бала-Кришны и Гопалы, которые выступили основой для нынешнего монотеистического кришнаизма.

Учёные думают, что создателем религиозных ценностей бхагаватизма был сам Кришна, которого также именовали Васудевой. Он относился к племени Ядавов и его ученики именовали себя бхагаватами. Самые древние археологические и писательские доказательства наличия этого наследия относятся к временам V-II веков до н. э.

В нынешнем индуизме почитание Кришны является сегментом монотеистического наследия вайшнавизма. Его приверженцы поклоняются Вишне как Верховному Богу. Кришна в вайшнавизме трактуется как самая совершенная аватара, или форма Вишну, идентичная Вишну.

Кришна также является одной из базовых форм Бога в поклонении наследий бхакти индуизма, особенно в вайшнавизме.

Течения бхакти, базирующиеся на почитании Кришны, популяризовались в Индии с VI по IX век авторами старинных текстов, посвящённых Кнришна-бхакти.

В те годы учёные жители, обладавшие знаниями санскрита, могли восторгаться такими писаниями, как «Гитаговинда» и «Кришнакарнамрита». Люди воспевали религиозные песни и иных поэтов, составленные на местных языках Индии. Эти песни выражали преданность и эстетическую любовь Кришне. Они были созданы поэтами, которые происходили из различных слоёв общества Индии того времени.

Интересные факты о кришнаитах

Рассмотрим несколько интересных фактов о кришнаитах:

  1. Кришнаизм в Индии – официальная религия.
  2. Прабхупада до создания секты был националистом.
  3. Битники и хиппи принимали активное участие в распространении религии на Западе.
  4. Вегетарианские рестораны являются местом вербовки новых адептов.
  5. В Сибири священное писание кришнаитов объявили экстремистской книгой.
  6. Основой медицины учения считается Аюрведа.
  7. Все кушанья перед едой адепты культа предлагают Богу.
  8. Большинство адептов культа встают в 4 утра, чтобы начать день с молитвы.
  9. Кришнаиты против азартных игр.
  10. Секс в общине допустим только между супругами.
  11. Стать кришнаитом легко, достаточно примкнуть к ближайшей общине, а вот выйти из секты сложно.

Как относиться к кришнаитской секте – личное дело каждого человека. Между тем, учение с каждым годом распространяется на большие территории, привлекая новых адептов ежедневно. Кришнаиты – не бедная организация, бедны только те ее члены, которые занимают низшие ступени в культе. Для настоящего понимания истории Кришну необходимо исследовать археологические и исторические материалы индийской культуры.

Познавательный фильм – кто такие кришнаиты? Об этом смотрите в видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий