Раскройте творческие потенциалы в себе с помощью янтры Сарасвати

Янтра

В переводе с санскрита Янтра означает “инструмент, опора”. Представляет собой медитативный рисунок, который воздействует на разум человека, смотрящего на него

Концентрируя внимание на янтре, человек продвигается по духовному пути. В то же время сознание освобождается от посторонних шумов и звуков, а также в голове прекращаются собственные мысли

У каждого геометрического рисунка есть определенное изображение, которое излучает особую энергетическую частоту и помогает сознанию его понять. Традиционный образ появился благодаря ясновидению и откровениям. Из тонкого мира пришла форма, отражающая божественную сущность. Янтра олицетворяет его энергию.

Когда произносят мантру, янтру располагают на уровне глаз. При взгляде на нее в человеческом разуме образуются только светлые и чистые мысли. Янтра вдохновляет творческих людей на создание идей. Это связано с тем, медитативное изображение улучшает работу правого полушария мозга и помогает контролировать эмоции.

Символизм богини

Легенды о происхождении богини Сарасвати сильно различаются. Некоторые из них утверждают, что богиню создал сам бог Брахма, а затем женился на ней. Кроме того, существует версия, что Саравасти создали Дурги и Лакшми.

Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться с ним по очень важному делу, и они вместе призвали Шиву. Пока боги совещались между собой, из их энергии появился сияющий женский силуэт, освещавший весь небосвод

Все три бога сразу захотели обладать ею, и она разделилась на 3 части, породив Сарасвати, Дурги и Лакшми.

Как правило, многие используют изображение божества, к которому они обращаются с молитвой. Но чтобы обратиться с молитвой к Сарасвати, нужно очень тщательно выбирать ее образ, так как из-за различий в деталях, может отличаться и эффект, получаемый от мантр:

  • Если богиню изображают с 4 руками, в которых она держит книгу, музыкальный инструмент, четки и лот, то это изображение подходит для достижения успехов в обучении, музыке, духовного развития.
  • Если же ее образ имеет 8 рук, в которых она держит лук, жезл, музыкальный инструмент, петлю, раковину, колесо, стрекало, деревянный пестик, то это более воинственное и серьезное изображение. Оно подойдет тем, кто преследует более материальные цели, желая достичь успехов в карьере, расположить к себе удачу или получить помощь в противостоянии врагам.
  • Богиня с 10 руками представляет собой самое грозное и воинственное воплощение, которое указывает на то, что Сарасвати может не только одаривать истинно верующих, но и наказывать. Оно наименее всего подходит для применения в медитациях и практиках. К этому изображению обращаются только опытные мастера, хорошо знающие то, что они делают.

Помимо количества рук, в изображениях богини могут быть также и многие другие различия. Например, на некоторых полотнах она предстает пятиликой, с синей шеей или тремя глазами. Все эти особенности обязательно требуется учитывать, если есть надобность обратиться к богине с молитвой.

Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, “чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)”. К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).

Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также “восемь матерей”: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).

С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы — Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной Шри Янтры). В черно-белом варианте Шри Янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, “лунной мандалой”. Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи

Важно помнить, что медитацию на Шри Янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет

Искусства, которыми обладает Сарасвати

Считается, что совершенно каждая женщина должна овладеть всеми искусствами, которыми была наделена Сарасвати. Очень многие говорят о том, что девочку обязательно нужно учить этому. Так, в древности дочерей тщательно готовили к замужеству и материнству, обучая при этом их всевозможными женскими искусствами. Это нужно было для того, чтобы девушка была всесторонне развита, чтобы ей самой не было скучно, да и муж не заскучал.

В древних трактатах встречается описание всех 64 искусств богини. Все их она освоила буквально за несколько дней, а обычным женщинам для этого потребуется несколько больше времени. Вот некоторые из них:

  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танцы;
  • театральные постановки;
  • рисование и письмо;
  • украшение тела хной;
  • украшение алтаря цветами и рисом;
  • приготовление постели из цветов;
  • отбеливание зубов, окрашивание волос, ногтей;
  • изготовление мозаики из цветного стекла.

И это только некоторые знания и умения, которыми обязательно должна обладать абсолютно каждая женщина.

Описание мантр Сарасвати

Om AIM mahasaraswatyai namah

Сарасвати слушать — рассеивать печаль. Прочитывая слова молитвы и медитируя, приобретается мудрость, рассеиваются печальные мысли. Это лучшее обращение к богине за помощью, которое поможет развить интеллект, речь, научит тонкому восприятию окружающей действительности.

Если повторять слова мольбы, то обязательно даруется просящему мудрость, прояснится интеллект, усилится память. В обучении музыке, в ораторстве, в литературной деятельности практикующему обеспечен успех.

Mangalam Dishtu Me Maheshvar

Если сконцентрироваться на этой мантре, то медитирующий обретёт ясность, спокойствие. Напевание заклинания подарит ораторские способности, мелодичность голосу, способность понимать сны, проникать в тайны древности. Для обретения благословения небес во всех начинаниях, счастья, любви и процветания.

Мантру медитируют люди, связанные с творчеством, кто ищет истину и хочет самовыразиться. Кому требуется развить экстрасенсорное восприятие. Произносить полезно актёрам, литераторам, архитекторам, журналистам, дизайнерам, художникам. Прочтение заклинания способно стимулировать деятельность правого полушария мозга.

Ом AIM sri saraswatyai namah

Мантра Сарасвати укрепит память, подарит мудрость, способности к творчеству, познание мира и себя. Читающему эти слова открываются все знания. Всё, что сказано этим человеком, обязательно сбывается. Читают на выдохе, используя ровное и размеренное дыхание.

Мантра Клим

Клим — сила привлечения, используется для увеличения энергии в уме и теле, исполняет желания. Это заклинание Тришакти быстро помогает человеку стать успешным. В алхимии звука её называют «мантра успеха». Благоприятно повторять перед огнём.

Повторяющий слова сможет менять по своему желанию видение мира, даже смещать в нужную сторону точку сборки, устранять проблемы с шаблонами и стереотипами. Которые в головах у большинства людей.
Слова прочитывают перед любым творческим действием: выступлением, экзаменом, написанием картины или книги. Чтение придаст творческих сил, разовьёт интуицию, артистизм, повысит самоконтроль.

Om AIM saraswatyai namah

Количество слов небольшое и выучить их не трудно. Используется данная мантра перед получением новых знаний. Медитирование с этой молитвой научит контролировать личную энергетику, научит понимать происходящее с природой, поможет лучше понимать других людей.

Gayatri Mantra

Слово Гаятри означает защиту души и спасение. Прочтение избавляет от иллюзий, учит жить в реальном мире, не витать в облаках. Практикующий Гаятри получит благословение богини Сарасвати. Мантра увеличивает у человека креативность, развивает музыкальные, художественные и иные творческие способности.

Мантра Хрим

Это молитва энергии солнца. Хрим тесно связана с богиней Бхуванешвари. Повторение мантры подарит просящему психологическое здравие, наполнит чувством благополучия.

Слова мелодии направлены так, чтобы нейтрализовать и рассеивать страх. Напевая мантру Хрим, практикующий наделяется божественной мощью, свою душу и тело наполняет счастьем, гармонией.

Мантра Намаха

Сарасвати Намаха читается в любое время. Особенно полезна при овладении новыми науками, когда возникают сложности в их изучении, когда отсутствует концентрация. Рекомендовано обращаться к мантре перед сдачей экзаменов, а также перед любым ответственным мероприятием.

Чтобы прочувствовать божественное воздействие Сарасвати, необходимо сосредоточиться на волнующем вопросе

Важно во время медитирования иметь кристально чистые помыслы и быть уверенным в себе

Редкие мантры для женщин

Ряд женских молитв не слишком известен, потому что их используют адепты малочисленных ответвлений индуизма. Мантра АДИ ШАКТИ пришла из Кундалини-йоги. Пение активирует энергию любви, которую женщина подавляла в себе из-за страха быть отвергнутой или по причине неудачных отношений в прошлом.

Послушайте видеоисполнение Adi Shakti Mantra от Gurudass:

К редким женским мантрам можно отнести Мантру фиолетового пламени:

Практика обладает мощным очистительным действием. С ее помощью корректируют карму. Важен позитивный настрой. Если карма женщины сильно загрязнена неправильными поступками, совершенными в прошлом, поначалу возникают неприятные ощущения – это идет чистка тонких тел. Если дискомфорт будет чересчур сильным, остановите медитацию. Со временем состояние нормализуется.

Напоследок очень короткая мантра из Тибета:

Она служит для улучшения отношений в семье. Звук надо протяжно распевать, чтобы он был похож на звон колокола.

Мантра


АЙМ – это семенная мантра Сарасвати (биджа-мантра), которую нужно повторять не менее 108 раз до того, как начать читку других мантр, обращенных этому божеству. Во время осознанного произнесения данной мантры человек становится мудрее, получает знания, развивает личностные качества, речь, тонкое восприятие и память. Аскезы, обет молчания, очищения и многократного повтора мантры «АЙМ» открывает канал нади, расположенный на язычке. Энергия приходит в активность и способствует воплощению в реальность всех слов, которые произносит человек.

Произнесение Сарасвати-мантры наполняет человека божественной мудростью и здравомыслием. Речь становится более осознанной, контролируемой. По отношению к близким и окружающим людям человек становится более милосердным, преисполненным чувством тепла и сострадания.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Мантра наиболее полезна, если читать ее как стихотворение или напевать

Важно только соблюдать ритм и четко произносить все звуки

ОМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТТЕЕЙ НАМАХА

Эта короткая фраза легко запоминается. Произносить ее можно, когда удобно. Но желательно приурочить эту медитацию ко времени постижения новых знаний.

Ее эффективность хорошо проявляется перед экзаменами, защитами различных проектов или диплома. Она помогает сосредотачивать усилия на учебе и быть собранным.

Ощущение божественного влияния богини Сарасвати приходит, когда человек сконцентрирован на своей проблеме и при этом обладает полной уверенностью в своих силах и чистоте намерений.

Бахирдашар

Бахирдашар — группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, — также называют сарва-артха-садхака-чакрой, “чакрой, делающей возможной любое осознание”. В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва- Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва- Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.

Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств — однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Композиция Шри Янтры

Геометрически Шри Янтра состоит из центральной 14-угольной звезды, объемлющих ее 8- и 16-лепестковых лотосов, заключенных в Lквадрат защиты¦ бхупура (bhupura) с четырьмя символическими дверьми на четыре стороны света. Сама звезда образована пересечением девяти больших треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющие пять внутренних колец.

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты – Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

Структурные компоненты.

Анализ показывает, что геометрически звезда Шри Янтры может быть разложена на четыре последовательных, вложенных структурных компонента. Процесс конструирования каждого компонента включает рисование замкнутой последовательности линий, в завершение чего необходимо провести линию через три точки пересечения ранее нарисованных линий. Иными словами, в процессе построения каким-то образом надо добиться, чтобы эти точки уже лежали на одной прямой. Попытаемся проиллюстрировать эту процедуру на примере первого структурного компонента . Прежде всего, выберем априорно значение yA (которое потом мы вынуждены будем корректировать при построении компонента 4), исходя из которого однозначно начертим два наибольших и симметричных треугольника (тонкие линии на рисунке). Примечание: Напомним, что символ из двух скрешенных треугольников в западной ойкумене обычно именуется звездой или щитом Давида (реже – печатью Соломона) и обозначает нисхождение духа в материю. С другой стороны, этот символ является одним из центральных в тантризме и обозначает там единство сознательного (треугольник с вершиной вверх) и энергетического (вниз направленный треугольник) основополагающих принципов развития мироздания. Очевидно, что этот символ имеет не арийское, а более древнее – дравидское происхождения, то есть он существовал в Индостане задолго до времен Хараппы и Мохеджо Даро (2.5 тыс. лет до н.э., где уже встречаются печати со свастикой) и тем более – задолго до времен царств Давида и Соломона (XI-X века до н.э.). Поскольку этот символ не упоминается предшествующими библейскими пророками, не встречается ни в каких более древних сопредельных культурах, а именно в эпоху царя Соломона, после беспрецедентных завоеваний Давида начинаются прямые торговые контакты иудеев с Индией, то становится очевидным, что шестиугольная звезда попала в Палестину в это время и именно из Индостана, в конце концов получив там новую интерпретацию, отличную от космогонии тантры.

Семантические корреляты.

Одним из направлений поисков читателей были усилия найти астрономические и физические корреляты в Шри Янтре с учетом ее космогонической символики. Так словацкий инженер Владимир Сагмейстер из Братиславы прочитал два обрамляющих лотоса, как указание увеличить звезду Шри Янтры в 8 и 16 раз. При этом он обнаружил хорошее соответствие между концентрическими уровнями построенных им в таком соотношении трех звезд Шри Янтры и орбитами планет Солнечной системы (рис, где приведены первые две из трех рассмотренных им звезд) с расхождением от реальных средних диаметров орбит, составляющим в среднем 1.5%. Дополнительно в построении имеются окружности, соответствующие границам пояса астероидов и пяти трансурановым планетам. Г.П.Овсяников из Саратова провел детальное исследование (для различных мягких вариантов звезды) геометрических коррелятов и обнаружил множество впечатляющих соотношений, близких к числу p, основанию натуральных логарифмов, базисным параметрам лунно-солнечного календаря и астрономическим циклам. В частности, он предложил соотношение yB=yA/e, которое отличается от точного значения всего на 1.3%. По полученным им результатам была подготовлена специальная подробная статья для того же журнала, которой также не суждено было пробиться в печать.

Лакшми мантра

Мантры и янтры практически неразрывны в осуществлении практики поклонения и созерцания. Мантра также несет необходимый энергетический заряд, дополняющий положительное влияние янтры.

Мантра, которая посвящена непосредственно Шри-янтре, звучит так:

Om Shrim Klim Lakshmi Narajanabhajam Namaha.

Ее поют или читают во время медитации на Шри-янтру, описанную выше. Можно также прослушивать вариант, положенный на музыку, это дает благотворный эффект.

Мантра, которая посвящена богине Лакшми, звучит следующим образом: Om Shrim Mahalakshmiyei Namaha. Ее пропевают в течение 108 раз, обычно во время медитации или обрядов прославления.

Смысл наварна-мантры согласно Бхаскарарае

Что касается мантрического аспекта «Сапташати», Бхаскарарая, следуя традиции Шривидья, рассматривает наварна-мантру как тонкую форму Богини. Для него биджакшары мантры являются более достижимыми проявлениями высшей формы Богини как Брахмана.

Анализируя наварна-мантру слог за слогом, Бхаскарарая начинает с сāmuṇḍāyai. Он объясняет, что сила мантры связана, в частности, с повторением имени Чамунда. Во введении к «Гуптавати» грамматист объясняет его этимологию, и трактовка ученого отличается от объяснения, приведенного в седьмой главе «Деви-махатмьи».

Согласно писанию, Кали начинает почитаться как Чамунда после того, как она одолела и обезглавила Чанду и Мунду.

Деви заявляет, что, поскольку Кали подарила ей головы этих двух демонов, она будет известна в мире как Чамунда. С этого момента имена Кали и Чамунда становятся в тексте синонимами.

Бхаскарарая же интерпретирует «Чамунда» как производное от camū, «армия», и lāti, «берущая, принимающая, захватывающая», то есть буквально как « пожирает армии», – отсылка к Кали, пьющей кровь армии демона Рактабиджи.

Затем Бхаскарарая объясняет слоги aiṃ, hrīṃ и klīṃ. Махадеви Чамунда в своей космической, интегрированной (самашти, samaṣṭi) форме имеет природу Брахмана (brahmasvarūpinī). Три биджакшары наварна-мантры символизируют частные (вьяшти, vyaṣṭi) манифестации Деви: aiṃ (ऐं) – Махалакшми, hrīṃ (ह्रीं) – Махасарасвати, klīṃ (क्लीं) – Махакали. И снова сущностная природа Деви как Сат-Чит-Ананды (бытия, сознания и блаженства) связана с каждой из ее форм: Махалакшми (Сат), Махасарасвати (Чит), и Махакали (Ананда).

Говорится, что эти три Богини являются главными Деватами трех эпизодов «Сапташати», в то время как сам текст является телом Махадеви. Таким образом, подразделения и главы писания являются лишь проявленными (sākāra) составляющими (aṅga) Деви Чамунды, которая сама находится за пределами атрибутов (brahmasvarūpinī).

Относительно vicce Бхаскарарая утверждает, что хотя это понятие может показаться непереводимым, осознать его значение можно, благодаря этимологии.

Свое объяснение ученый начинает с приравнивания vicce к санскритскому mañc, означающему «расти» или «двигаться». Грамматист отмечает, что при всей необычности vicce используется в шактийской тантрической традиции. По его словам, например, мантра Бхагамалини, второй из шестнадцати Нитья-деви, гласит: amodhāṃ caiva viccāṃ ca tatheśīṃ klinnadevatām‌. Подразумеваемый смысл мантры таков: Богиня, символизируемая биджа-акшарой klīṃ, сияет и неизменно освобождает (viccāṃ) преданного.

По мнению Бхаскарараи, слово vicce возникло в дравидийской языковой семье и позже был принято в санскритский словарь. Он также упоминает, что использование терминов из других языков не является чем-то необычным и практикуется с древних времен. Он объясняет, что многие понятия, которые используются в мантрах наварна и Бхагамалини, хорошо известны в южных языках, таких как каннада, тамильский и телугу.

Исследователи предполагают, что грамматист мог связать vicce с тамильским словом vichchu/i или vittu/i, означающим «сеять» или «распространять», которое имеет тот же смысл, что и его санскритская интерпретация mañc.

Бхаскарарая заключает, что в контексте наварна-мантры vicce означает «освобождение» и может рассматривать как синоним санскритского термина mocayati, «вызывать освобождение». Роль vicce как определения (cāmuṇḍā viśeṣaṇam) указывает на то, что Чамунда является блистательной Богиней, которая «вызывает освобождение своего преданного».

В каких случаях можно обратиться к богине Сарасвати

Ведическая богиня Сарасвати символизирует рассудительность, благолепие, познание, искусство. Она олицетворение реки, берегам которых поклонялись сами боги.

Сарасвати помогает сознанию читающего сконцентрироваться на будущем, блокируя прошлое. Тревожность, негативный настрой, тягостные воспоминания покидают разум человека, и душа исцеляется. Сарасвати несет учение о том, что стоит отпускать мгновения прошлого для очищения дороги в будущее.

К творцам и ученым Сарасвати особенно благосклонна. Она способствует вдохновению и развитию творческих умений.
Мантру советуют читать ученикам и студентам, сдающим экзамены, так как повышается концентрация внимания и улучшается долгосрочная память.

ПОДГОТОВКА

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей

Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов

Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Можно также уменьшить освещение в комнате

Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Можно также уменьшить освещение в комнате.

Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, займёмся обеспечением спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной тренировки. Поэтому удобно сядьте на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация – это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где-нибудь – подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Изображение Шри Янтры ставится вертикально на стол, или закрепляется на стене на уровне глаз. Изображение должно быть хорошо и равномерно освещено, так чтобы не возникало бликов, свет не был слепящим. Если использовать для этих целей монитор компьютера, то эти проблемы отпадают сами собой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий