Как духовность проявляется в человеке?
Например, духовный человек говорит о духовном.
Духовный человек совершает поступки соответствующие высоким критериям морали и нравственности.
Духовный человек глубоко ориентирован на совесть, интуицию, на постижение тех ценностей, которые ведут душу в вечность. На познание законов и истин, которые дают возможность подниматься выше – постигая Бога, осознавая себя и мир, и каждого, кто существует как Божественное проявление, как частички целого, единого организма, как процессы, которые все взаимосвязаны между собой.
Когда всё, что вокруг нас – оказывает влияние на нас, а мы оказываем влияние на всё, что вокруг нас.
Духовность проявляется в осознании единства.
В принятии и восприятии себя и всего, что происходит, каждого явления, каждого события, как частички целого организма, как проявления единых процессов
Как необходимых факторов развития всего живого, даже если мы не понимаем зачем, и не видим конечной цели, это не важно
Сам факт того, что оно существует, уже является тем, что оно имеет свою, четко определённую цель и назначение.
Ничего не появляется просто так или случайно.
Всё подчиняется определённым законам бытия, которые формируют и направляют любую форму, любое явление по пути развития или деградации, если оно не соответствует необходимым параметрам.
А Высшие управляют этими процессами, чтобы всё происходило так, как должно, в соответствии с поставленными целями Высших, стоящих над Ними.
Стремление к духовности позволяет человеку приходить к осмыслению и пониманию тех процессов, которые ведут его душу по пути развития в вечность.
Вечность – это то, что способно переходить из одних состояний в другие, принося пользу тому в чём оно пребывает, наращивая как свою мощь, как индивидуальной частной формы, так и мощь того мира, того объёма в котором пребывает душа.
Человек, стремящийся к духовному, не отвергает материальное, но наоборот понимает, что находясь в материальном мире, нужно развивать материальное, через духовное, т.е. ориентиром должны служить духовные – высокие цели, а материальное является тем, с помощью чего и через что идёт духовное развитие.
Духовный человек не отвергает, а объединяет, не отталкивает, а принимает.
Духовный человек стремится к единству через все те инструменты, что даны ему на данный момент.
И не важно, много их или мало, и насколько они отличаются от тех, что есть у других. Важно использовать их по назначению для развития души, осознанию своего предназначения, осмыслению того опыта, который получает душа
Автор статьи: Белый_Огонь
- Духовность и материальность
- Духовность
- Материальность
Что такое духовность?
Духовность – это составляющая человека, которая является его определяющей сутью, при этом мало кто может дать четкое определение данному явлению. Духовность – это некое духовное составляющее человека, который делает его более разумным, возвышенным, совершенным. Духовность – это связь с Богом для тех лиц, которые верят в данное существо.
Говоря о духовности человека, имеются высокодуховные качества, которыми должен обладать человек. Каждый индивид должен развиваться в себе духовные качества, чтобы быть разумнее, возвышеннее и ближе к Богу.
Когда встает вопрос о том, ради кого совершенствоваться (ради себя или других людей), то у всех приверженцев свободы сразу возникает правильный ответ: «Ради себя». И действительно, вы проживаете свою жизнь, а значит, должны многое делать в угоду своим желаниям. Вас могут не понимать, не принимать, критиковать. Но если вы считаете, что все делаете правильно, поскольку сами себя одобряете в своих действиях, то чужое мнение для вас не имеет никакого значения. И это правильно! Вы живете ради себя, а не ради других людей.
И все же есть исключительные моменты, когда вам все-таки лучше подумать о желаниях других людей, а не только о себе. Например, отправляясь на собеседование, вам лучше одеться в строгий костюм, а собираясь на свидание с молодым мужчиной, лучше предпочесть легкое платье с декольте
В данном случае уже не важно, нравятся вам эти стили или нет. Вы должны учитывать желания других людей, а также место и время, куда вы собираетесь. Почему и зачем вам это нужно делать? В принципе все это делается снова ради вас самих: вы ведь хотите, чтобы вас приняли на работу или ваш мужчина вами заинтересовался? В таком случае вам необходимо подумать о желаниях других людей, которые будут вами заинтересовываться по мере того, как вы учитываете их мнение
Если вы придете в купальнике на собеседование или в бабушкином халате на свидание, то, скорее всего, это будет первый и последний раз, когда вы увидели этих людей. Почему? Потому что вы подумали только о своем удобстве, показав, что плюете на желания и мнение окружающих
Почему и зачем вам это нужно делать? В принципе все это делается снова ради вас самих: вы ведь хотите, чтобы вас приняли на работу или ваш мужчина вами заинтересовался? В таком случае вам необходимо подумать о желаниях других людей, которые будут вами заинтересовываться по мере того, как вы учитываете их мнение. Если вы придете в купальнике на собеседование или в бабушкином халате на свидание, то, скорее всего, это будет первый и последний раз, когда вы увидели этих людей. Почему? Потому что вы подумали только о своем удобстве, показав, что плюете на желания и мнение окружающих.
Но если вопрос заключается в том, чтобы понравиться кому-то, расположить к себе или вызвать одобрение, то в таком случае вам необходимо научиться совмещать свои интересы с чужими. Человек никогда не будет относиться к вам хорошо, если вы не будете учитывать его желания. Это не значит, что вы должны полностью забыть о своих принципах. Ни в коем случае этого нельзя делать. Но и отвергать чужое мнение тоже нельзя. Научитесь балансировать между своими и чужими желаниями, чтобы угождать себе и располагать к себе других людей.
Видео
развитиясаморегуляцииличностиценностипсихологиипонимающей» психологииВ. ДильтейЭ. Шпрангерценностейиндивидуумаинтенциональностьгуманистической психологиитрансперсональной и экзистенциальнойсмысламиответственностьючеловеказрелостипотребностейотношенийиндивидомэгоцентрическиеадаптации
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
12
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
СинонимыАнтонимы
Если ты задаешь этот вопрос, то чувствуешь, что мир — это нечто большее, чем хаотичный набор атомов. Ты наверняка ощущаешь себя шире, чем навязываемая тебе функция винтика в цикле «работать – покупать – потреблять – спать». Ты ищешь свой собственный ответ. Ищешь его сердцем, не воспринимая в качестве единственной истины навязываемую тебе догму «духовность = религия».
Может быть, тебе поможет эта статья. И пускай твоим девизом в собственном поиске станут слова Будды:
Я искренне убежден, что тяга к Высшему – это основная внутренняя потребность человека. И от того, насколько ты ей следуешь, зависит твое истинное счастье!
Что означает быть порядочным
Порядочность подразумевает совершение добрых дел, способность следовать божественным заповедям. Порядочные люди в любой, даже невыгодной, ситуации поступают честно и справедливо. Они помогают окружающим, но не ждут благодарности в ответ.
Признаки порядочных людей:
- Вежливость с окружающими. Они проявляют уважение ко всем, вне зависимости от возраста, положения в обществе и обеспеченности. Это не попытка казаться идеальным, а искреннее желание быть вежливым.
- Доброта и отзывчивость. Порядочные люди совершают бескорыстные поступки.
- Забота о других. Легко быть эгоистом и делать все только для себя. Порядочные граждане заботятся о других. Они думают о последствиях своих действий и о том, как они отразятся на окружающих.
- Соблюдение этических и моральных норм. От порядочных людей вы не услышите матерные слова, оскорбления в адрес других или сплетни. Они скрывают раздражение, подавляют агрессию и решают конфликты мирным способом.
- Искренность. Быть порядочным означает искренне выражать свои мысли, быть открытым и честным.
- Признание своих ошибок. Такие люди не ищут оправданий ошибкам, они признают неправоту.
Становитесь лучше, обогащайте свой внутренний мир, стремитесь быть высоконравственными с помощью ориентиров, отраженных в статье.
Ритуалы в духовной практике
Ритуал, если мы говорим о духовной практике — это лишь внешняя составляющая. Духовность человека не измеряется внешними категориями. Это нечто внутреннее, это вне ритуала. Это то, что ритуал доносит до нашего сердца или до сердца другого человека.
Поэтому и молитва, и медитация полностью бессмысленны — если мы не вкладываем в них определенное настроение.
Все это начало к тому, что будет через несколько дней. Мы продолжаем разговор о сознании, духовности человека и уходим глубже. Присоединяйтесь! Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).
Продолжение → Осознанность и состояния сознания
Высочайший духовный уровень развития – как его достичь?
Высочайший духовный уровень развития означает, что мы полностью осознаем себя душой. Осознавать себя душой, значит осознавать себя как слугу Бога, а осознавать себя как слугу Бога означает служить Ему из чувства преданности. Это есть высочайший духовный уровень. Достичь его очень сложно, потому что служение Богу не означает, что мы получим что-то взамен. Такая корыстная деятельность не может считаться духовной, так как не отражает чистоту мотивов. Служение Богу должно быть бескорыстным. Сложность заключается в том, что трудности жизни также будут присутствовать, но в них мы научимся видеть не хаотичные случайности, которые лишь вредят нам, а уроки, которые позволят приблизиться к Богу и почувствовать высшее блаженство.
Не стоит думать, что этого достичь просто, но не стоит думать, что это невозможно. Суть заключается в познании духовного уровня развития на собственном опыте. До тех пор, пока человек не почувствует вкус к духовной жизни – вряд ли появиться подлинное представление о том, что она из себя представляет. Первым же шагом на этом пути будет попытка увидеть себя, как душу, а не как это тело. Эта попытка заглянуть в себя не всегда удачна с первого раза, но внимательный искатель найдет достойный клад. Достижение духовного уровня не означает революцию, прорыв – это, напротив, постепенное осознание себя как души и построения отношений с Богом в роли преданного слуги.
Милость Бога заключается в том, что нам дана свобода воли, а справедливость заключается в том, что мы имеем ответственность за свою свободу воли. Любовь же Бога заключается в том, что Он никак не принуждает человека идти к Нему – это должно быть добровольное решение. Поэтому любой кто не идёт этим путем – имеет право. Но альтернатива этому пути одна – материальная жизнь, которая очень скоро закончится. В масштабах вечности душа, одна человеческая жизнь – это ничто. И в зависимости от того, как человек распорядиться своей свободой воли, он будет занимать определенное положение. Если человек был порочным и приносил всем страдания – его следует считать грешником. Если человек был добродетельным и приносил все счастье – его следует считать праведником
Но если человек обратил внимание на свою духовную природу и постарался обратить свой взор к Богу, встав на духовный путь – его следует считать духовным
Насколько человек погрузиться в духовную жизнь – таковой и будет его награда. Воспринимать духовную жизнь как инструмент или интересное занятие означает неспособность понять ценность и вкус духовной жизни. Способность понять высочайший духовный уровень развития человека требует от человека не только осознания самого принципа духовности, но и готовности этот принцип реализовать в собственной жизни. Высочайший духовный уровень развития человека даёт возможность ощущать действительность духовного бытия в самой обычной жизни, без необходимости уходить в горы, монастыри, леса или покидать общество. Служение Бога даёт шанс на практике познать свою духовную природу и расти духовно. Чем больше человек растёт духовно, тем сильнее он испытывает духовное счастье и таким образом становится полностью удовлетворенным.
Если говорить максимально просто, то высочайший духовный уровень означает воспринимать себя полностью слугой Бога и жить соответствующим образом
Познание этого происходит постепенно и правильное понимание даёт возможность развиваться непринужденно, но следует понимать важность усердия и правильного образа жизни ради достижения такого уровня. Счастье же человек ощущает не от уровня развития, а от искренности своих отношений с Богом и естественности проявления духовной природы в материальном мире
Ссылки
- Профессор Алексей Осипов: Все больше смешиваются добро и зло // Православие и мир, интернет-портал, 03 марта 2020 г.
- Абросимов Б. Н. Духовность личности в контексте русской идеи XX века
- Дончев Стоян Димитров. Две Европы: Славянская идея в XXI веке
- А. Мень. O Духовности. (недоступная ссылка с 16-05-2013 — история )
- Лещук И. И. ЛАБИРИНТЫ ДУХОВНОСТИ
- В. Г. Соколов Возможна ли монополия на духовность?
- Ю. В. Щербатых Духовность
- Сигачев А. А. Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» : (пример использования духовности не к месту). — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
Бездуховность – это…
Для начала важно понять, какой смысл заложен в этом слове. Если посмотреть на него со стороны светской жизни, а не религии, то станет ясно, что бездуховностью называется обесценивание духовной жизни, отказ от нее, потеря нравственности, ведущая к бесчеловечности.
Причины потери духовности
В то время, когда массово появились новые носители информации, стало намного легче оказывать воздействие на людей. Через телевизор, радио, журнальные издания и интернет постоянно формируется массовое сознание.
Люди начинают жить по определенному сценарию. Им навязываются предоставления о том, что нужно делать, чтобы стать успешным и счастливым: какую работу выбрать, какой бренд одежды носить, как выглядеть внешне, в каком доме жить и что есть на завтрак.
Целью современных средств массовой информации стало то, чтобы заставить население совершать все больше и больше покупок. При этом мнимые ценности выдаются за реальные — это становится причиной роста бездуховности общества.
Отсюда вывод — бездуховность появляется, когда человек зацикливается на материальном аспекте и теряет нравственные ориентиры.
Что такое духовный путь
Каково краткое описание того, что называют духовным путём? Это бесконечный (в течение всей жизни) процесс восхождения к своему Божественному началу путём искоренения своих недостатков, порочных привычек и культивирования добродетелей. Этот путь непреодолим в одиночку и требует сторонней поддержки. Так описывают его все религии и эзотерические школы. Это пишут в своих сочинениях ученики воскресных школ на уроках закона божьего.
Приоритеты в жизни — что это такое
Двигаться по такому пути с духовным наставником, несомненно, легче, но разве может посторонний человек изменить сознание другой личности до степени просветлённости? Для духовности человека это не только бесполезно, но и вредно.
Установлено! Собирая в секты массы людей, так называемые «гуру» не только промывают им мозги, но и выдёргивают из жизни: семьи, школы, общества. Навязывая им свои цели, управляют умами и используют паству по личному усмотрению.
Духовный путь личности – личностное развитие, а именно изменение окружающего мира при помощи изменения себя самого
Не важно, как назвать ту высшую силу или состояние, к чему можно стремиться: Богом, Явлением Абсолюта, Высшим Вселенским Разумом, важно одно: духовное самосовершенствование – это то, что необходимо каждому человеку
Признаки духовного развития человека
Лакмусовая бумажка нашего уровня развития — это наш альтруизм и непривязанность к материальному миру. Если эти качества усиливаются, значит, мы на верном пути
Но важно, чтобы оба качества гармонично сочетались друг с другом. В Индии есть люди, которые всю жизнь посвящают тому, что сидят с поднятой вверх рукой
Аскеза такая. Так и хочется спросить: «Ну и дальше что?» Просидел всю жизнь с поднятой рукой, а что дальше-то? Ну да, настойчивость, упрямство, но какая польза от этого самому человеку, не говоря уже об окружающих?
Таким образом, непривязанность и аскетизм, во-первых, должны быть естественными и, во-вторых, не противоречить здравому смыслу. А самое главное, сочетаться с альтруизмом. Если мы отказались от глупых развлечений, это только половина дела. Дальше нужно уметь направить эту энергию и время на полезную деятельность.
Иначе смысла в этом ноль. Поэтому признаки духовного развития — это альтруизм и непривязанность. И чем более проявлены в нас эти качества, чем гармоничнее они взаимодействуют друг с другом, тем выше уровень нашего развития.
Критерии духовного богатства
Что же такое духовное богатство? Воистину богат тот, в ком присутствует много Бога. Это значит, что после физического ухода из этого мира остается его душа, наполненная:
- человечностью;
- образованностью;
- историей своего рода;
- любовью к Родине;
- верой;
- осознанностью;
- безусловным принятием;
- внутренним спокойствием.
Образование и образованность
Образованному человеку уже присущи духовные качества, такие как: любовь к труду, ответственность за совершенные деяния, расширенные кругозор — все это помогает не быть рабом системы и не стать рабовладельцем. Человек стремится постоянно совершенствоваться, становиться лучше в личностном плане и обретать новые знания, которые укрепляют его жизнь и делают ее лучше.
Вера
Веру не следует путать с понятием религиозности. В данном случае подразумевается не набор определенных ритуалов или методик, а истина внутри сердца каждого человека
Важно осознать, что есть что-то большее, чем окружающая действительность. Это всемудрая, вселюбящая, вмещающая всех и каждого, утешающая, обогревающая, наставляющая на добро сила
При этом совсем не важно, к какой церкви относится человек и какого мировоззрения придерживается.
Главным становится понимание, что к этой силе можно прибегнуть за помощью. Ей подвластно вывести человека из тупика и показать верную дорогу
Важно довериться этой силе полностью. А само доверие появится на основе личного опыта взаимосвязи с такой силой, которая будет проверена временем
Осознанность
Понимание важности совершенных поступков в течение жизни приводит к регулярному отслеживанию своих действий. Сюда входит наблюдение за своим поведением, эмоциональным настроем, реакцией на внешние факторы, раздражительность, сравнивание себя настоящих с собой же прошлыми
Из этого вытекает глубокое осознание принадлежности к духовным существам, желание измениться к лучшему.
Безусловная любовь
Безусловной является любовь, ничего не требующая взамен, которая отдает, а не забирает. Она искренняя. Ее нельзя назвать привязанностью или влюбленностью. Ее сила проникает в душу человека светлыми лучами Солнца и абсолютно бескорыстно согревает ее.
Внутреннее спокойствие
Это ощущение внутреннего равновесия и сбалансированности диаметрально противоположных качеств. Всем известно, что человек может быть одновременно добрым и злым, скупым и щедрым, трудолюбивым и ленивым. Желание сбалансировать свое внутреннее состояние помогает приблизиться к неизведанному и достигнуть истинного обогащения.
Можно ли выработать в себе душевность?
Конечно, при ответе на этот вопрос можно придерживаться двух точек зрения. Первая: это, мол, врожденное качество, и учиться ему бесполезно. Наверное, у такой точки зрения найдутся сторонники, но есть и другое мнение. Вторая версия: у человека нет жестко заданной, ригидной природы, поэтому почти каждый может научиться чему угодно, стоит только захотеть. Душевность — это кропотливая каждодневная работа над собой.
Понимать другого человека трудно, потому что это предполагает наличие определенных качеств личности, например доброты, терпимости, альтруизма. Если желающий научиться душевности зол, эгоистичен, груб, то без внутреннего перерождения ему доступна только имитация, симуляция душевности, хотя и ее бывает достаточно для достижения некоторых целей.
Почему важно обладать духовностью
Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.
Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы
Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.
Существует так называемая мера духовности
Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность. Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен)
Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь. Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?
Сущность понятия в разных областях
Первоначально духовность соотносилась только с религиозно-философским понятием. С научной точки зрения — значительно позже. Ученые этот феномен определяли как изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке, показатель развития творческой личности.
В религии
Нет общего понятия духовности для всех религий. Этот термин может ограничиваться философскими и психологическими трактовками. Если смотреть извне религиозных систем, то смысл понятия будет разниться в зависимости от мировоззрения анализирующего. Аналогичное будет и при формулировке определения духовности членами этих религиозных систем на неофициальном уровне. Автор статьи считает, что в религиозном понимании — это связь с теми духовными существами, которым поклоняются последователи учения.
Оценочное отношение религиозных систем к духовности может в корне отличаться: то, что с православной (истинной) точки зрения считается отрицательным опытом, в других учениях признается положительным. Например, язычники, думая, что поклоняются богам, осуществляют поклонение бесам, ибо боги народов являются бесами, как пишет Псалмопевец.
Что значит в православии
В Православии к категории духовности относится всё непосредственно связанное с Богом, Ангелами, бесами и дьяволом. Это само общение ними; продукты культуры, и различного рода практики, которые изменяют состояние духа человека и влияют на сродство с вышеперечисленными. К этим практикам относятся в том числе производство и потребление продуктов культуры.
В основе православной духовности лежит борьба со страстями, стяжание добродетелей, общение с Богом в молитве и Таинствах. Это называется духовной жизнью.
Но православный христианин может получить и отрицательный опыт, приобщиться к злой духовности — вступив в связь с падшими духами, если будет неправильно практиковать. Занятие злой духовностью — бесообщением и бесослужением — не только нечаянно, когда имеет место прелесть, или добровольно — строго запрещено канонами Православной Церкви.
Испытание души после смерти
Степени духовности человека:
- высокая/низкая — по уровню причастности к Духу Божию и исполненности Им;
- истинная/ложная духовность или Божественная и бесовская;
- бездуховность
Данное понимание непосредственно связано с духовностью как категорией.
Другое значение сего слова, не связанное напрямую с содержанием этой статьи — свойство, противоположное материальности: с православной точки зрения только Бог обладает абсолютной духовностью, ибо Он есть абсолютный Дух.
Икона Святой Троицы Новозаветная. Лица Святой Троицы именуются: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждое Божественное Лицо является Истинным Богом, обладает всей полнотой Божественного Естества или Природы
В философии
В материалистической философии духовность понимается как расположенность людей к культуре, реализация и совершенствование творческих способностей, может включать в себя всё связанное с интеллектом. При этом понятия духа и души имеют дефиниции социального и индивидуального сознания, и духовность означает замену в человеке личных ценностей наиболее важными социальными, и следование этим новым ценностям.
В психологии
Здесь понимается направленность к высшим человеческим ценностям, которые образует основу личной мотивации. Чтобы достичь духовности, необходимо личностное дорастание до неё: переключение с эгоцентричного и обыденного на общечеловеческое и трансцендентное. Духовный человек с этой точки зрения присоединяется к энергиям созидания, находящимся над индивидуальностью общностей или высших сверхъестественных сил.
С точки зрения материалистической психологии духовность есть идеальная потребность познавать. Иногда с этой позиции под ней подразумевается потребность жить и действовать не для себя. Обычно сию потребность материалистическая психология относит к категории душевности.
Три состояния человека
- духовного настроя или каких-то неопределимых и неформулируемых метафизических свойств личности: несовместимость людей на этой почве, вызывающая затруднение общения, это отмечали схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский и игуменья Арсения (Себрякова);
- эмоциональность и распространённость настроения: когда говорят о духе веселья, печали и т.д.;
- метафизического устроения в мировоззренческом смысле: когда имеют в виду дух времени и т.п.;
- состояние погоды: ветреность, дух в значении ветра;
- обладание запахом: дух в значении запаха
Духовность — основа гармоничной жизни
В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.
Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.
Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью
Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее
А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.
Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.
Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.
О духовной культуре: простыми словами
Духовная культура в православном понимании — проявление христианского мировоззрения. Сюда входят:
- творения Святых Отцов;
- документы Вселенских Соборов;
- достижения научной, богословской и философской мыслей;
- иконопись;
- храмовая архитектура
Интересный фактДуховная культура в светском понимании – область деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или народу в целом. Воплощается в архитектуре, литературе и в другой творческой деятельности человека.
Народные традиции, обычаи – это тоже духовная культура.
Чем материальная культура отличается от духовной. Таблица.
Светское искусство можно назвать духовной культурой, когда его суть вне материи. Например, литературное произведение хоть и находится на материальном носителе, является информацией. Носитель при этом — второстепенное, вспомогательное средство.
Светскую живопись следует относить к материальной культуре: там главную роль играет физическое воплощение идеи. Однако, полностью отделить материальное от духовного невозможно, как в православном, так и в светском понимании. Вся культура духовна в светской трактовке сего слова. Но будет большим заблуждением называть мирских писателей, поэтов, художников, деятелей культуры духовными людьми. Ведь духовность — это Богоподобие.
Элементы духовного мира
Составными частями внутреннего мира человека являются его нравственные ориентиры, знания и представления обо всём, что его окружает.
Ценности — это элемент духовного мира, означающий сложившееся у личности представление о важном и значимом, несущем пользу. У каждого человека складывается своя система ценностей, которая во много определяет его поведение, помогает сделать выбор в трудной ситуации
Это может быть, к примеру, семья, карьера, материальное благополучие, участие в жизни окружающих, самореализация, получение новых знаний.
Идеалы — это сформировавшиеся у личности представления о самых совершенных, возвышенных вещах, к которым он внутренне стремится.
Стремление — это потребность человека развиваться в определённом направлении.
Убеждение — структурный элемент мировоззрения человека, основывающийся на уверенности в том, что его представления, взгляды, умозаключения абсолютно верны.
Способности как свойства личности — это возможность успешно осуществлять какую-либо деятельность.
Рис. 3. Идеальный мир.
Развивая и совершенствуя внутренний мир, человек формирует духовность. Так принято называть высший уровень самосознания и нравственности. Духовная личность ориентируется на нравственные идеалы, стремится организовать свою жизнь в соответствии с ними, руководствуется общечеловеческими ценностями (сострадание, милосердие, справедливость, добро, самопожертвование, любовь).
Что мы узнали?
Духовный мир человека, изучаемый в 6 классе, представляет из себя систему ценностей и ориентиров, представлений об окружающем мире и самом себе. Его основой является мировоззрение. Элементами внутреннего мира являются ценности, идеалы, стремления, убеждения, способности, о чём можно рассказать в сообщении по обществознанию.
/10
Вопрос 1 из 10
Степень духовного развития определяется уровнем свободы
Может быть, белка, которая крутится в колесе (перерождений) думает о том, что она свободна, а перебирать лапками без всякого смысла и цели — это её собственный выбор. И может быть (даже не может, а точно), человек, который каждый год покупает новый смартфон, потому что реклама ему рассказала, что вчерашний вышел из моды, тоже думает, что это его собственный выбор. Но, объективно говоря, оба персонажа исполняют чужую волю.
Проходя стадии духовного развития, мы становимся всё более свободными. Свободными от привязанностей, а самое главное — от заблуждений, догм, шаблонов и так далее. Уровень духовного развития человека определяется именно степенью его свободы. Сегодня понятие свободы сильно искажено в нашем обществе. Как говорится в Библии, «свобода от греха, а не свобода грешить».
Разумеется, для человека нет никаких запретов или правил, есть лишь принцип свободы воли. Человек сам выбирает, каким наставлениям следовать, а какие игнорировать
Но важно понимать, что все правила должны исходить не из страха «гореть в аду», а из здравого смысла. Как писал апостол Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно»
Не употреблять алкоголь потому, что в какой-то книжке за это анонсированы адские муки, — это, мягко говоря, начальный уровень развития. Мотивация страха крайне ненадёжна и временна. Истинная свобода от греха — это понимание того, что употребление алкоголя бессмысленно, скучно и закрывает путь к духовному развитию. Кто-то может сейчас поспорить с тем, что это скучно, но всё познаётся в сравнении. Познание себя в ходе медитативных практик и блаженство, которое ощущает человек в состоянии этого медитативного покоя, никогда не сравнится с наркотическим дурманом и беспамятством.
Этим и отличаются уровни духовного развития. Сначала мы принимаем на веру некие догмы и мотивированы страхами попасть в ад, перевоплотиться в белку и так далее. Но постепенно мотивация меняется, и мы становимся свободными от пороков не потому, что боимся расплаты, а просто потому, что нам больше не интересна подобная деятельность. Ибо зачем пить воду из болота, если у нас есть нектар?
Это и есть свобода. Смысл не в том, чтобы стать аскетом и отречься от всего. Смысл в том, чтобы обрести всё внутри себя. Один индийский святой говорил: «Меня называют отрешённым от мира, но в чём моё отречение? Я отказался от жалких мирских игрушек ради вечного блаженства. А вот мирские люди — истинные отрёкшиеся, но они даже не знают, от чего они отреклись».
Именно такая свобода является признаком высокого духовного развития. Если человек счастлив без всяких внешних условий и свободен от материальных потребностей не потому, что ему так предписывает религия, а просто потому, что многое ему уже не нужно и не интересно, — это и есть признак высокого духовного развития личности.