Основные асаны для новичков
Самыми безопасными упражнениями в практических занятиях йогой считаются стоячие асаны. Они подходят для новичков и наиболее детально описаны в Айенгара-йоге.
Но важно учитывать, что уровень физической и духовной подготовки у всех разный. Именно поэтому существует несколько вариаций у одного и того же упражнения
Например, пять поз Триконасаны:
- Вирабхадрасана 1;
- Вирабхадрасана 2;
- Вирабхадрасана 3;
- Триконасана;
- Париврита Триконасана.
Или упражнения, направленные на проработку баланса, концентрации внимания, успокоения умственной активности, повышения стрессоустойчивости:
- Врикшасана;
- Гарудасана;
- Уттхита Хаста Падангуштхасана.
История
В 1950-ом году Шивананда отправил на Запад Свами Вишнудевананду – своего приверженца, чтобы распространить там учение.
Шивананда йога обращается к эволюции души и ее учение созвучно идеям мастера Патанджали, который создал один из ключевых трудов по йоге – «Йога сутры».
Практика Шивананда-йоги способствует духовному развитию и запускает процессы самопознания.Главная особенность данной практики, сравнивая ее с другими – это выполнение всех упражнений в умиротворенном, спокойном состоянии. Целью становится в первую очередь достижение полного расслабления, а затем только переход к асанам.
Справка! Свами Вишнудевананда смог успешно популяризировать Шивананда-йогу на Западе.
Польза
Дживамукти-йоги воспитывает способность полного контролирования духовного и физического состояния. Практика обучает специальным упражнениям и технике дыхания, которые могут осветлить карму, снять блоки с чакр и постичь умиротворение.
Весь комплекс упражнений не травмоопасен и эффективен. Асаны развивают физические способности человеческого тела, в первую очередь развивают равновесие и усиливают гибкость. Посредством упражнений улучшается здоровье, тренируются мышцы и уходит нервное напряжение. Они оказывают общеукрепляющее действие на организм.
Справка! Практика йоги помогает при постоянных головных болях, нестабильном давлении, сердечно-сосудистых заболеваниях, болях в области спины и шеи. Упражнения положительно влияют не только на внешнее состояние, но и гармонизирует душевное состояние человека, практика помогает достичь эффекта просветления.
Дальнейшее чтение
- Свами Вишнудевананда (1960) Полная иллюстрированная книга йоги , Three Rivers Press , Нью-Йорк. ISBN 0-517-88431-3
- Компаньон Шивананды по йоге (1981–2000), Gaia Books , Fireside, Нью-Йорк. ISBN 0-684-87000-2
- Клепингер, Лаура Э. (2001). Шивананда-йога на Западе: экспериментальная автоэтнография от Лос-Анджелеса до Южной Индии и обратно . Калифорнийский университет (магистерская диссертация). OCLC .
- Лиделл, Люси; Центр йоги Шивананды (1983). Книга Йоги: полное пошаговое руководство . Эбери. ISBN 978-0-85223-297-2. OCLC .
- Ньюкомб, Сюзанна (2017). Возрождение йоги в современной Индии . Издательство Оксфордского университета . OCLC .
- Йога разума и тела (1996, 2008), Дорлинг Киндерсли , Лондон. ISBN 0-7894-0447-8
- Компаньон Шивананды по медитации (2003), Gaia Books , Fireside, Нью-Йорк. ISBN 0-7432-4611-X
- Йога: ваш компаньон по домашней практике (2009), Дорлинг Киндерсли , Лондон. ISBN 0-7566-5729-6
Особенности
Существует пять ключевых правил Шивананда йоги:
- грамотная работа с телом (соблюдение техники выполнения асан);
- нужный ритм дыхания (пранаяма);
- погружение в Шавасану;
- вегетарианство;
- осмысление учения (чтение священных книг и осознанная медитация, Свадхьяя).
Практику принято выполнять с чередованием поз, посвященных приветствию Солнцу, или Сурья Намаскар на санскрите.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Шивананда-йога содержит в себе 12 «избранных» статичных поз: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Какасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. Со временем, развивая практику, эти асаны усложняются.
Пение мантр, пранаяма и медитативная практика тоже являются частью занятия.Справка! Учение Шивананды не поощряет строгий аскетизм. Духовный мастер отмечал, что плоть – это вместилище духа и его нельзя уничтожать жесткой аскезой.
Комплекс шивананда-йоги для раскрытия тазовой области
Многие начинающие йоги задаются вопросом, как безопасно и эффективно раскрыть тазовую область. При этом у каждого человека собственная мотивация. Нередко причиной становятся трудности при выполнении сложных стоек.
Кроме того, развивая тазобедренные суставы, можно существенно улучшить состояние органов малого таза. Подобная ситуация актуальна для людей, которые ведут “сидячий” образ жизни. Также подвижность области таза нужна для падмасаны.
Тазобедренные суставы являются одними из наиболее подвижных в человеческом теле. Они способны вращаться в фронтальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях. В большинстве поз тазобедренные суставы используются одновременно в двух направлениях.
Предварительно надо выполнить разминку, после чего начинайте работать с тазовой областью:
- Разрабатывайте голеностопные суставы и сами стопы.
- Разминайте коленные суставы.
- Примите исходную позу – стопы развернуты на 45° во внешнюю сторону, ноги стоят на 1 м друг от друга.
- Поза Джану ширшасана. Сядьте на коврик, вытяните ноги, при этом согнув правую в колене и отведя его в сторону.
- Вытяните тело по трем точкам. Сядьте на пол и вытяните ноги. Правая нога согнута в колене, голень находится сбоку от бедра. Правая ступня направлена назад.
- Практикуйте “Игольное ушко” из позиции на спине. Левая нога согнута, стопа находится на коврике рядом с левой ягодицей.
- Сядьте на ягодицы, разведите колени в стороны. При этом спина должна быть прямой, а стопы касаться друг друга. Между стопами и пахом расстояние в вытянутую руку.
- Раскрытие области таза из положения стоя. Ноги шире таза, стопы друг к другу, корпус наклонен вперед, руки опущены перед собой.
Как проводится занятие
Шивананда йога это путь к здоровью. Этот стиль не требует специальной физподготовки и выполнять его можно даже в домашних условиях. В отличие от других направлений здесь нет сложных поз, и упор делается на спокойствие ума и расслабление тела.
Занятия проходят следующим образом.
- Вначале идет расслабление, и наш организм настраивается на занятие.
- После чего идут дыхательные упражнения или пранаямы.
- Разогревающий комплекс, состоящий из последовательного выполнения 12 асан в сопровождении медитации и пения мантр. Это: ширшасана, сарвангасана, халасана, матсиасана, пашчимоттанасана, бхуджангасана, шалабхасана, дханурасана, ардха, матсиендрасана, кагасана, падахастасана и триконасана.
- После чего следует расслабление в позе шавасана.
Ранее мы рассказывали о семидневном голодании на воде.
Значимые люди в становлении йоги
Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:
- Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
- Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
- Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
- Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
- Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
- Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
- Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
- Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.
Свами Шивананда – “Йога и Сила Мысли”
Вчера прочитал книгу Свами Шивананды “Йога и Сила Мысли” (скачать можно здесь). Свами Шивананда – один из самых известных адептов йоги, живший в Индии в прошлом веке, и оставивший после себя множество книг и Ашрам, функционирующий до сих пор.
Его изложение впечатляет своей емкостью. Ничего лишнего. Практически каждое предложение может являться афоризмом. В общем рекомендую.
Ниже привожу отрывок из книги, чтобы те, кто не читал, смогли оценить.
Свами Шивананда в состоянии медитации
МЫСЛИ И ХАРАКТЕР
Человек – вовсе не продукт влияния среды. Его мысли – архитекторы этой среды.
Человек с характером строит свою жизнь над обстоятельствами. Он настойчиво добивается и упорно работает. Он не оглядывается назад. Он смело идет вперед.
Его не страшат препятствия. Он никогда не раздражается и не волнуется. Он никогда не падает духом и не разочаровывается. Он полон бодрости, энергии, жизни и сил. Он всегда усерден и охвачен энтузиазмом.
Мысли – это кирпичики, из которых выстраивается здание характера. Характер не рождается. Он формируется. Необходима непреклонная решимость выковать определенный характер в жизни. Эта решимость должна сопровождаться настойчивыми усилиями.
Сформируйте свой характер; вы сможете выстроить свою жизнь. Характер – это сила; это влияние; он заводит друзей. Он притягивает покровительство и поддержку. Он дает друзей и привлекает деньги. Он выбирает верный и прямой путь к богатству, почету, успеху и счастью.
Характер становится определяющим фактором в победе и поражении, успехе и неудаче, и во всех жизненных проблемах. Человек с добрым характером наслаждается жизнью при жизни и после жизни.
Скромные, добрые поступки, знаки внимания, предупредительность и уважение, доброжелательность, обычно вами проявляемые в социальном общении, придают большее очарование вашему характеру, чем доклады с высоких трибун, лекции, речи и демонстрирование талантов.
Сильный характер формируется на основе энергичной благородной работы мыслей. Хороший характер – это плод личных стараний. Это результат персональных усилий.
Миром правит не богатство, не сила, не чистый интеллект. В действительности вселенной правит нравственный характер, подразумевающий нравственное совершенство.
Без характера ни богатство, ни имя, ни слава, ни победа – ничто не стоит и ломаного гроша в этом мире. За всем должен стоять характер, и на характере все держится. А характер формирует ваши мысли.
Основные принципы
Правильность выполнения каждого упражнения – это не единственное условие в практике. Шивананда базируется на 5 основных принципах:
Принцип шавасана – релаксация и расслабление. Расслаблением начинается и заканчивается каждое занятие. Применяется этот принцип периодически в течение всего урока, чтобы не допустить перегрузки на тело и духовную часть занятия. Релаксация снимает напряжение, помогает избавиться от психологических проблем и комплексов, устраняет зажатость мышечных волокон, помогает справиться со стрессами и беспокойством. Шавасана используется перед каждым новым упражнением, чтобы подготовить тело к новому виду физической нагрузки.
Асаны – так называются упражнения в практике. Последовательность асан – главное правило в занятии. Нельзя пропускать одно из упражнений либо переставлять их местами. Занятие базируется на 12 асанах
Все внимание необходимо уделять позвоночнику. При выполнении упражнений улучшается кровообращение, налаживается работа внутренних органов, головного мозга
Мягкие ткани и клетки насыщаются кислородом. После урока чувствуется прилив физических и душевных сил, появляется дополнительная жизненная энергия и тонус, улучшается общее состояние, настроение.
Техника правильного дыхания – пранаяма. Через тело проходят многочисленные каналы энергии, воздействовать на которые можно только посредством правильного дыхания. Пранаяма освобождает от психологической и физической зажатости, энергетические потоки начинают циркулировать правильно и в полной мере. Правильное дыхание – это осознанное дыхание, высвобождаемое из самого мощного энергетического центра – солнечного сплетения. Пранаяма улучшает общее состояние, питает энергией изнутри, тонизирует, убирает негативное последствие стрессов.
Изменение рациона. Соблюдение вегетарианства – основной принцип йоги. В рационе не должно быть мяса, рыбы и яиц, допускается только молоко, т. к. оно не считается продуктом животного происхождения. Растительная пища – правильная, чистая и духовная. Она очищает тело и душу. Еда животного происхождения отравляет организм изнутри, становится причиной лени и апатии, негативно сказывается на иммунной системе, из-за чего человек часто болеет, подвержен депрессии. Растительная еда насыщает организм необходимыми витаминами и питательными веществами.
Понимание процесса цели практики – веданта и дхъяна. Веданта – это философское учение, которое основывается на Ведах, старинном писании. Веданта учит человека тому, как остановить свои мысли, отрешиться от сознания и перестать чувствовать душевную и эмоциональную ограниченность. Достичь этого можно только через дхъяну – практику медитации. Медитация учит, как сосредоточиться на своем подсознании, успокоить свое сознание и привести в порядок мысли. Во время медитации человек достигает внутреннего покоя, душевной гармонии и равновесия.
Шивананда – это не совсем домашняя йога. Чтобы правильно выполнять все упражнения и неукоснительно придерживаться всех правил, нужно набраться опыта с учителем, и только после того как будут выполняться все принципы йоги, можно уже будет заниматься самостоятельно.
Важно знакомиться с практикой постепенно. Если нет никакого опыта, сначала выполняется практика для начинающих
Нельзя начинать сразу с трудных асан для опытных людей, неправильное выполнение упражнений не даст никакой пользы.
Шивананда йога: построение занятия
Шивананда йога – это мягкое направление йоги, которое нацелено на расслабление, успокоение.
Занятие всегда начинается с расслабления, внутренней настройки на выполнение упражнений. И потом в ходе практики упражнение по расслаблению проделывается много раз. Тело практикующего должно достичь состояния глубокого релакса. Затем добавляются упражнения на дыхание. Управление дыхательным процессом способствует освобождению от эмоциональных и психологических блокировок в организме.
Основными упражнениями для Шивананда йога считается 12 асан, составляющих комплекс «Приветствие солнцу», к которому добавлены статические позы, выполняемые медленно и практикуя глубокое дыхание. Завершается практика Шавасаной и пением мантры.
Грамотно построенные занятия Шивананда йоги помогают контролировать свои эмоции и достичь духовного и физического баланса в организме практикующего.
Подход
Пять пунктов йоги
Система обучения Шивананда-йоге направлена на обучение подлинно ведической системе йоги и считает, что сохранение жизненной силы тела является побочным продуктом дисциплины, а не целью. Системная философия резюмируется в пяти принципах Вишнудевананды :
- Правильные упражнения: асаны Повышают гибкость суставов, мышц, сухожилий и связок и стимулируют кровообращение. Гибкость и сила позвоночника сохраняют молодость тела.
- Правильное дыхание: пранаяма Соединяет тело с солнечным сплетением, которое считается хранилищем энергии. Стресс и депрессию можно преодолеть путем более глубокого дыхания с повышенной осознанностью.
- Правильное расслабление: шавасана Снимает с тела имеющиеся симптомы стресса (в том числе мышечное напряжение и одышку), а также помогает выработать устойчивость к внешним стрессовым факторам. Как только тело и разум освобождаются от постоянной перегрузки, они чувствуют себя непринужденно и работают более эффективно.
- Правильная диета: вегетарианская , включающая фрукты, овощи, злаки, орехи, семена, бобовые и молоко. Такая пища саттвична . Менее подходящими являются раджасические продукты , такие как специи, рыба или стимуляторы, такие как чай, кофе и шоколад; и тамасичные продукты , такие как мясо, алкоголь, лук и уксус.
- Позитивное мышление и медитацияведанта и дхьяна Устраняет негативные стереотипы мышления и обеспечивает переживание внутреннего покоя, контролируя ум посредством медитации. Шивананда Йога считает это ключом к душевному спокойствию.
Старик и сотовый
С этим стоит согласиться. Например, один из старейших людей в мире, житель Калькутты Свами Шивананда, недавно отметил 120-летие, что подтверждено документами. Йог ест только варёную пищу («никакой соли и специй») и является девственником — он даже не целовался с женщиной. Шивананда называет молоко и фрукты вредной едой, советует засыпать на голодный желудок (Свами дремлет на полу на циновке), не пользуется электричеством и мобильным и начинает утро с двухчасового занятия хатха-йогой.
Но главная вещь, фигурирующая в рассказах про индийских йогов, — это лагхима (способность передвигаться в воздухе). Сиддха в Ришикеше периодически демонстрируют свои умения: они сидят, скрестив ноги, после чего резко поднимаются вверх (оставаясь в позе лотоса) примерно сантиметров на 10. Предположительно настоящим искусством левитации йог овладевает после 20 лет тренировок, и для перелёта на расстояние в несколько метров ему требуется пятичасовая подготовка.
— Специалист по левитации йог Суббайях Пуллавар 6 июня 1936 г. смог подняться в воздух на 4 минуты при 150 свидетелях, — объясняет гуру йоги Ачарья Винай. — Старец находился в трансе, отключив сознание. После завершения эксперимента врачи измерили температуру тела Пуллавара: она упала до 25 градусов, мускулы стали твёрдыми, как железо. Трое известных в Индии сиддха умеют становиться невидимыми. Они концентрируются на форме тела: излучение, идущее из него, перестаёт контактировать со зрительными органами окружающих людей, и те больше не видят йога. На юге живут старики, которые могут голыми руками поднять автомобиль или выдерживают на груди слона, не говоря уже о сиддха, способных бежать без остановки несколько часов. Соблазн овладеть таким искусством велик. Но надо знать — ты достигнешь высшей степени совершенства, занимаясь хатха-йогой по 16 часов в день три десятка лет подряд. А жить всё время на что?
Статья по теме
В офис на слоне. Почему Индия и в XXI веке остаётся «другой планетой»?
Большинство йогов Ришикеша живут в пещерах — по их мнению, цивилизация только отвлекает: единение с природой помогает управлять энергией человеческого тела. И в Европе, и в России сиддха всегда воспринимались скептически. Тем не менее уже официально подтверждено: йоги из Индии действительно в состоянии контролировать своё тело, управлять дыханием, сердцебиением и нервной системой. Любое тщательное исследование самых серьёзных учёных всегда заканчивается определением: «Такое физически невозможно, и мы не знаем, как именно они это делают». Конечно, в циничном XXI в. многие считают индийских сиддха шарлатанами и мистификаторами, но доказать этот факт опять-таки не могут.
«Один человек принял позу лотоса, а потом его три массажиста разгибали». Советы от ведущих гуру Ришикеша, как правильно практиковать настоящую индийскую хатха-йогу с целью поправки здоровья и долголетия, читайте в следующем номере «АиФ».