Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному этапу
Как мы уже сказали ранее, одинаковых детей не бывает. Мамы знают, что даже дети-погодки или близнецы развиваются по-разному. У кого-то из детей сензитивный период может немного сместиться, но он в любом случае будет. Каждый ребенок проходит через все этапы и формируется как индивид согласно вышеперечисленным диапазонам.
Очень много обращений и волнений по поводу развития малышей поступает от мам, которые видят несоответствие «статистических» этапов и реальных (то есть как фактически формируется малыш).
Вот несколько советов для родителей, которые испытывают подобное волнение и страх, что их малыш отстает в развитии:
- не сравнивайте своего малыша с другими детьми — формирование каждого ребенка индивидуально, его нельзя подогнать под «шаблоны». Например, если речь у малыша сформирована не четкая, а у соседки дочка в том же возрасте говорит длинными предложениями — это не значит, что ваше чадо отстает в развитии.
- старайтесь посещать с ребенком различные детские мероприятия по возрасту, ходить на выставки, в музеи, спектакли. Активная социальная жизнь и окружение способствуют формированию речи и мышления. Обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, придумывайте собственные сказки, истории, персонажей — максимально детализируйте ваш рассказ.
- показывайте на собственном примере правильное социальное поведение, знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте кругозор, подключайте ребенка к своему увлечению. Занимайтесь спортом вместе с детьми. Если вы не любите читать книги, то вряд ли ваше чадо с упоением будет зачитываться классикой литературы.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, ему трудно найти общий язык со сверстниками, он тяжело проходит этап социализации или стал неуправляемым. Наши психологи проведут консультацию в режиме онлайн как с вами (родителем), так и с вашим ребенком и помогут наладить детско-родительские отношения.
Восприятие порядка
В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года
Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать
Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:
- в помещении (окружающем их пространстве);
- во времени (вот почему крайне важен режим дня);
- в родительском отношении.
Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах
Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям. В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике
Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима
Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.
Возрастные периоды
Теперь рассмотрим оптимальный возраст для развития тех или иных способностей. Определенные задатки, свойства личности, предрасположенность к какой-либо деятельности формируется на разном этапе.
Периоды развития ребенка | Чем характеризуется сензитивность этого возраста |
до 1 года | Младенец узнает и исследует мир через тактильное и слуховое восприятие. Именно в этот период формируется сенсорная чувствительность. |
от 1 года до 3 лет | В этот период формируется речь, значит, это сенситивный период развития речи. Сначала малыш воспроизводит отдельные звуки, потом слога, слова, к концу этапа речь становится осмысленной и понятной. |
от 3 до 7 лет | В младших группах детского сада и до дошкольного возраста основным способом познания мира, социальных ролей, общения становится игра. Ребенок интересуется буквами, символами, у него формируется воображение, впечатление об окружающем мире, он начинает включаться во взрослые виды деятельности. |
от 7 до 9 лет | Этап формирования и становления воображения, общения, умений, навыков, социальных ролей и общепринятых норм и правил. Знания накладываются на полученные в более раннем возрасте и происходит качественный скачок в развитии. |
от 9 до 13 лет | Происходит развитие скоростных и силовых качеств, гибкости, выносливости. |
с 13 до 16 лет | Подростковый возраст и этап формирования половой зрелости. Значительный прирост силы, выносливости и ориентации в пространстве. |
Через сензитивные периоды развития проходят все дети. Не бывает такого, что кто-то «перескакивает» через какой-то этап. Но стоит понимать, что длительность этапов и время проявления основных характеристик может меняться. Так, мальчики начинают позже говорить (речь у девочек формируется быстрее), но они превосходят девочек в развитии силы и выносливости.
Старение организма и психическая инволюция
2.1. Старение мозга Различают нормальное и патологическое старение. При нормальном старении уменьшается масса и объем мозга, происходит атрофия и потеря нейронов в структурах мозга, расширяются желудочки мозга, сглаживаются извилины, изменяются синаптические контакты и медиаторные системы, нарушаются межполушарные взаимодействия. При патологическом старении развиваются специфические заболевания старости, к наиболее типичным из них относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и инсульты. Большинство изменений в мозге в процессе старения обнаруживаются в конце второй половины жизни, между 50—60 годами. Некоторые из них становятся заметными после 70 лет, но наибольшие сдвиги отмечаются после 80 лет. Исследователи считают, что в основе возрастных нарушений лежат разные механизмы старения в разных органах организма, поэтому они исключают возможность создания «элексира молодости».
2.2. Основные изменения мозговой ткани при старении
Изменения мозговой ткани в первую очередь касаются структур среднего мозга. При потере в черной субстанции среднего мозга порядка 30—40 % нейронов наблюдается уменьшение гибкости мышления, замедление движений, запинающаяся шаркающая походка. Значительные изменения происходят также в структурах промежуточного мозга: уменьшение количества нейронов в гиппокампе сопровождается нарушением памяти у пожилых людей на текущие события, что связано с нарушением процесса консолидации, т. е. перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. При потере свыше 70 % нейронов развивается болезнь Паркинсона, сопровождающаяся сильным нарушением двигательных функций. Изменению в старости подвергаются не только число нейронов, но и их функции, что связано с атрофией их тел и дендритов. Если данные процессы происходят в коре и гиппокампе, то у пожилых людей ухудшается обучение, память, эмоциональное реагирование, планирование поступков, наблюдается изменение личности. Однако не все изменения нейронов, происходящие в пожилом возрасте, являются деструктивными. Некоторые из них отражают попытку мозга компенсировать уменьшение количества нейронов. Например, выявлен рост дендритов в некоторых участках коры мозга и гиппокампа у людей в возрасте 40—50 лет. Этот процесс длится до начала старения, а после 80 лет наблюдается атрофия дендритов. Изменения, способствующие нарушению мозговых функций, протекают и в глиальных клетках. После 60 лет увеличивается размер и число астроцитов, что является компенсаторной реакцией на сокращение числа нейронов в данных структурах мозга. Изменяется в процессе старения и внеклеточное пространство, которое заполняется сенильными бляшками. Они накапливаются в кровеносных сосудах коры, гиппокампа и в мозговых оболочках. Резкое увеличение их количества наблюдается при болезни Альцгеймера. Многие изменения в стареющем мозге человека связаны с повреждением ДНК и накоплением нарушений в генах, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в производимых ими белках. У пожилых людей, не страдающих специфическими заболеваниями старости, изменения в мозговых структурах не превышают 30 % от нормы. Этого достаточно, чтобы мозг здоровых 80-летних людей работал почти также активно, как и мозг 20 летних, поскольку он обладает значительным физиологическим резервом, обеспечивающим его устойчивость к изменениям в мозговых структурах.
Понятие сензитивного периода
Сензитивным периодом называется определенный промежуток времени оптимальный для формирования физического, речевого навыка, выносливости, силы, ловкости, памяти, определенного вида деятельности и моделей поведения. Именно в эти промежутки ребенок наиболее восприимчив к усвоению навыков, своему развитию и формированию психоэмоциональной устойчивости.
Сенситивность означает чувствительность. Это понятие происходит от латинского слова «sensitivus».
Стоит отметить, что сенситивный период имеет свои временные «рамки»
Обучение ребенка важно проводить, основываясь на этих данных, — это самое результативное время. После того как сенситивный этап пройдет, обучение будет менее эффективным, а в иных случаях может и вовсе навредить.
Ниже мы распишем для ориентировочные этапы развития детей в младенческом, младшем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте.
Пример
Младенца в 6 месяцев бесполезно учить ходить — его мышечный аппарат еще недостаточно развит. И противоположный пример, когда детей-”маугли” пытались научить речи, но результатов это не дало, т.к. сенситивный этап уже прошел.
Реакции и навыки не формируются одновременно. В одни периоды качества интенсивно развиваются, а другие замедляются. Разница видна как по возрасту, так и по гендерной принадлежности. Так, величина развития силы у мальчиков младшего школьного возраста достигает максимума в 1-2 классе (7-8 лет), второй пик силовой активности наступает в подростковом возрасте (12-13 лет) и продолжается до окончания школы.
Важно! Каждый ребенок обязательно проходит все возрастные этапы развития вне зависимости от воспитания, уровня интеллекта, национальности, культуры и прочих различий.
Сензитивные периоды развития личности
Факторы развития личности человека — что к ним относится
В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.
Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.
Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:
- С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
- От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
- От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
- От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
- От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
- От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
- От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
- От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
- От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
- От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
- От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.
Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.
На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
Этапы сензитивного развития
Сензитивные периоды психического развития
Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.
Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.
Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:
Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет
В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.
Сензитивный период развития речи
Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.
Развитие речи
В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:
От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке
Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами
В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.
При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго
В особых случаях их вовсе не будет.