Клиповое мышление: бич современного общества

Как побороть негативное мышление?

Что можно сделать, чтобы стать в жизни, учебе, работе или бизнесе более эффективным? Для борьбы с негативными эмоциями необходимо начинать в себе развивать спокойствие, адекватное и осознанное отношение к окружающему и внутреннему миру. Регулярная медитативная практика поможет обрести внутреннее спокойствие и избавиться от негативной модели мысли

Необходимо уделять внимание своим мыслям, не отпускать их на самотек. Если душевное состояние будет позитивным, и жизнь будет бить иным ключом. Только от человека зависит, насколько гармоничной и счастливой будет его жизнь

Только от человека зависит, насколько гармоничной и счастливой будет его жизнь.

Если вы заметили у себя признаки негативного мышления, как можно скорее нужно приступить к исправлению ситуации. Для начала можно пройти курс Викиум «Детоксикация мозга». Он отлично избавляет от токсичных мыслей, помогает сократить уровень стресса, снизить его влияние на мозг и обрести положительный настрой. Этот курс станет прекрасным началом, если вы навсегда хотите избавиться от негативного типа мышления

А дальше просто постарайтесь воспринимать негатив как временные трудности, которые рано или поздно пройдут, фокусируйте внимание на хорошем. И, конечно, не забывайте развивать мозг, например, полезными тренировками для развития когнитивных функций. Чем больше занят ваш мозг полезными задачами и мыслями, тем меньше времени остается на то, чтобы думать о плохом

Чем больше занят ваш мозг полезными задачами и мыслями, тем меньше времени остается на то, чтобы думать о плохом.

Тест на клиповое мышление

Выберите описание, которое больше всего подходит вам:

  1. Вы схватываете все на лету, быстро вычленяете суть и принимаете решения, не теряетесь в экстренных ситуациях и действуете интуитивно. Вы воспринимаете окружающий мир как калейдоскоп из не связанных друг с другом фрагментов, с трудом сосредотачиваясь на чем-то одном.
  2. Вы привыкли ко всему подходить вдумчиво, спокойно разбираться в ситуации и принимать решения взвешенно. Работая с информацией, вы анализируете ее, сравниваете с другими данными, обобщаете, систематизируете. Любите все раскладывать по полочкам, как будто наводите порядок в комнате.
  3. Вы мгновенно оцениваете обстановку, охватывая взглядом всю картину, но при этом успеваете анализировать и устанавливать логические связи с тем, что знали до этого. Вы быстро адаптируетесь к меняющимся условиям, лучше воспринимаете окружающий мир на визуальном и эмоциональном уровне. Принимаете решения интуитивно, но опираетесь и на логику, ищете во всем рациональное зерно, любите рефлексировать.

Ответы:

  1. У вас клиповое мышление.
  2. У вас понятийное мышление со склонностью к аналитике и системности.
  3. У вас смешанный тип. Скорее всего, вы склонны к гуманитарным наукам, но подходите к ним системно и логически. Вы очень восприимчивы к окружающим процессам, поэтому легко перенимаете элементы клипового мышления, но не поддаетесь ему полностью.

Психология искусства

Как метафору я выбрала картину Матея Апостолеску «Изобразительное искусство». Это современный очень известный художник, график, дизайнер. Очень модный, очень востребованный. Эта картина в каком-то смысле знаковая для нашего мастер-класса, потому что она соединяет цифровые технологии, компьютерную графику, все, что возможно соединить в современном дизайне. И в то же время — взгляд на искусство. Это дерево, которое соединяет в себе все одновременно, и землю, и воздух, и середину, и верх, и низ. Всеобъемлющее. И в то же время объединяющее цифру, мышление, искусство.

Матей Апостолеску. Изобразительное искусство

Начнем мы с психологии искусства. Психология искусства это, с одной стороны, сам процесс творчества, но не только. Мы будем опираться на взгляды культурно-исторической психологии, Льва Семеновича Выготского и Виталия Константиновича Шабельникова, который эту тему активно развивает, что искусство — это прежде всего отражение мотивов и действий людей. Искусство — это некие аффективные «сгустки» образов, которые рождаются в психологических противоречиях различных эпох. То есть искусство отражает психологические кризисы человека, общества, культуры, всей нашей жизни. И если исходить из такого понимания искусства и психологии искусства, то мы понимаем, что искусство и психология искусства очень плотно связаны с мышлением и пониманием.

…Психология искусства изучает искусство — и творца, она изучает искусство — и психические процессы, которые сопровождают восприятие искусства, искусство — и процессы восприятия, искусство — и общество.

Известный исследователь Рихард Мюллер-Фрейенфельс, немецкий философ и психолог, на Западе его называют отцом психологии искусства, он рассматривал психологию искусства и предлагал психологический взгляд на искусство видеть таким образом: он раскладывал на ассоциации, элементы, смысловые структуры, моторные, сенсорные, эмоциональные, переживательные, — те части, которые могут быть факторами восприятия художественного творчества. То есть суть его подхода — это разложение искусства на элементы.

Но есть другой подход. Это подход гештальтистов, гештальт-психологии. Один из самых известных психологов искусства — это Рудольф Арнхейм. И гештальтисты предложили совсем другой взгляд. Они предложили рассматривать искусство не с точки зрения разложения на элементы и ассоциации, а сточки зрения целостного подхода. Они считали, в частности, Рудольф Арнхйем, что на искусство нужно смотреть целостно. Искусство как раз таки позволяет нам целостно взглянуть на то или иное явление. И такой целостный взгляд, непротивопоставление целого и частей, а, наоборот, их соединение, оно пошло в психологии искусства дальше. То есть оно проникло еще и в другие направления психологии, где внутреннее, духовное восприятие искусства, человека, явлений и внешнее восприятие, то, что поддается наблюдению, между собой стали некоторыми противоборствующими направлениями. Это для нас тоже интересно, и мы дальше посмотрим почему.

Итак, в психологии искусства, кроме целостного и ассоциативного подходов был еще подход духовный, внутренний, и бихевиоральный, внешний.

Известный психолог Вильгельм Дильтей, основатель описательной психологии, в отличие от объяснительной психологии, предлагал смотреть на явление, на человека с точки зрения не объяснений человека, того, как он живет, а с точки зрения понимания. Он говорил, что человека нельзя объяснить. За ним можно понаблюдать, его можно исследовать, к нему можно приглядеться, его можно понять. Это даст значительно больше, потому что тогда мы сможем проникнуть в смыслы, которые несет за собой человек. И суть искусства — это как раз таки постичь человека, понять человека и понять его суть. А это значит, что он обращается к смыслам. Это духовное направление, которое открыл Вильгельм Дильтей, оно предлагает нам через искусство видеть людей, читать лица, считывать ситуации, считывать кризисы — через наблюдение, через глубокое всматривание. Он говорит, что такое всматривание дает человеку возможность оторваться от себя, быть более свободным, быть освобожденным.

Мне кажется, что это очень важные для нас теоретические «точки», которые нам помогут в понимании клипового мышления в том числе.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно  понимать и воспринимать мир оно не может.

Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.  Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго… Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что  для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий  минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным.

Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее

        Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?
  • Старайтесь анализировать  увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте  воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите комедии, драмы, научно-познавательные фильмы  фильмы с глубоким смыслом.

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  • Поспешность в выводах. Клиповость требует, если думать, то думать быстро. Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности.
  • Языковой минимализм. Короткометражность присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объём напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное.
  • Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т.п.) — всё это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире. И себя поэтому, он тоже не понимает. Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия.
  • Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя воображение, логику, анализ и прочее… Поэтому
  • Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак клипового мышления. К тому же количество картин жесткости и насилия ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяют человеку  успевать посочувствовать жертвам трагедий. Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно более страшном горе).
  • Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется. Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти, возможно и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается. Для человеческой личности это очень страшно, так как личностью может  являться только такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт. А где же должен храниться этот опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с клиповым сознанием передаст своим детям?!

​Особенности у детей

От клипового мышления стали сильно страдать современные дети. Они подвергаются воздействию гаджетов, как никто другой. Решение этой проблемы в глобальном смысле пока не найдено. Но многие ученые работают над этим. Ими отмечены характерные особенности восприятия информации несовершеннолетними. Дело в том, что детям становится трудно анализировать что-либо, концентрироваться на чтении, учить информацию наизусть, сочинять большие тексты.

Раньше учителя передавали всю информацию школьникам через устную речь

Но в наше время педагог вынужден делать урок максимально разнообразным, чтобы не потерять внимание учащихся. Искать подходящие цитаты, придумывать игры, делать запоминающиеся презентации

Это помогает найти общий язык с настроенными на клиповое мышление учениками. В то же время, учитель развивает в них понятийное мышление. Это становится возможным, благодаря втягиванию школьников в дискуссии, применению тренингов, работе в группах. Психологи советуют родителям разговаривать со своими детьми на разные темы, побуждая их к высказыванию собственного мнения. Так они научатся мыслить шире и глубже.

Источник материала:

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Для клипового мышления свойственна быстрая скорость обработки информации. Когда человек сразу реагирует на полученные сведения, но не хранит их в памяти.

Понятийному мышлению характерна медленная, доскональная переработка информации. И в том и другом типе есть свои плюсы и минусы.

Так, к примеру, клиповое мышление позволяет найти мгновенное решение в критической ситуации. Интуитивно человек находит верное решение очень быстро. В то же время людям с понятийным мышлением будет сложно резко включиться в сложную ситуацию. Они сначала впадают в шоковое состояние и не могут быстро понять, что происходит.

У клипового мышления вся информация передается образами, слова являются лишь дополнительной нагрузкой. Конкретизации в данном случае нет. А в понятийном мышлении наоборот — упор делается на конкретику, из-за этого человек начинает думать очень медленно и консервативно. Голова будет перегружена правильной и нужной информацией, но она очень быстро становится бесполезной. Время для принятия решения будет попросту упущено. В клиповом мышлении такого нет. Оно широко направлено и позволяет нескольким моментам слиться воедино для формирования общей картины.

Читать или не читать?

Вопросом, как заставить представителей нового поколения читать книги, озадачены и родители, и педагоги. Примечательно, что вопрос формулируется с использованием глагола «заставить». Однако давайте вспомним третий закон Ньютона, который в вольном изложении звучит так: любому действию всегда есть равное противодействие. Своего пика это самое противодействие достигает в подростковый период, когда спор с родителями становится прямо-таки делом чести. И чем агрессивнее давление на подростка, тем меньше для родителей вероятность быть услышанными. Поэтому избавляемся от привычных фраз «когда же ты наконец возьмешься за ум?!» и смотрим на проблему под другим углом.

Дети нацелены следовать примеру родителей, а не их увещеваниям. И как часто они видят вас с книгой в руках? Скорее всего, значительно чаще им приходится наблюдать, как умело вы орудуете пультом от телевизора или же компьютерной мышью. Можно, конечно, возразить, что мы свое «отчитали», однако здесь как минимум два контраргумента. Во-первых, ваши дети не видели, как вы это делали, поэтому не могут повторить за вами. Во-вторых, понятийные навыки мышления могут утрачиваться, а память, подобно мышцам, потерять эластичность. И тогда спустя пару лет вам уже самим с трудом удастся продемонстрировать навыки понятийного мышления. И если вам сейчас не интересна классическая литература, то ваших детей она точно не заинтересует. Итак, наша цель не заставить читать, а передать любовь к чтению.

Следующая ситуация: дети читают, но совсем не то, что надо. Например, они могут увлекаться современной фантастикой или оккультизмом

Почему им это интересно? Подростку очень важно чувствовать себя своим среди сверстников. Мода, тренд – это то, за чем следит молодежь. Упреки или усмешки здесь не помогут

Но вот если без предвзятости поинтересоваться: «Что бы ты посоветовал мне почитать?», то это может дать положительный результат. Овладев привычной для вашего ребенка терминологией, вникнув в его мир, вы повышаете свои шансы на конструктивный диалог с собственными сыном или дочерью

Упреки или усмешки здесь не помогут. Но вот если без предвзятости поинтересоваться: «Что бы ты посоветовал мне почитать?», то это может дать положительный результат. Овладев привычной для вашего ребенка терминологией, вникнув в его мир, вы повышаете свои шансы на конструктивный диалог с собственными сыном или дочерью.

Сергеева Ирина, психолог-консультант, тренер, специалист по созависимости (Санкт-Петербург):

– Мир стремительно меняется, и мышление меняется, подстраиваясь к новым тенденциям. Приходят поколения, выросшие в интернете и привыкшие к клип-культуре, быстро осваивающие все современные технологии. Они строят свой виртуальный мир, где учатся и работают, знакомятся и общаются, покупают и развлекаются. Молодые люди хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности. И в этом я не вижу ничего плохого.

Однако мир виртуальный никогда не заменит мир реальный. А реальный мир с его экономическими кризисами и конфликтами требует от молодого поколения адаптивности, приспособленности к существующим реалиям. Социум ценит профессиональную компетентность, коммуникабельность и умение справляться с трудностями. «Жизнь не спросит, что ты учил, а сурово спросит, что ты знаешь».

Прогресс не остановить. И задача не стать «лишним» человеком непроста в исполнении для каждого поколения. Она требует выработки мотивации для деятельности, поиска своей миссии. Каждому молодому человеку необходимо научиться выстраивать взаимоотношения, сформировать адекватную самооценку и уметь взять на себя ответственность.

Что касается клипового мышления, то, конечно, у него есть свои недостатки. Но, как говорят, недостатки – не что иное, как наши самые яркие достоинства, которыми мы пока не научились пользоваться. Думаю, что и клиповое мышление при умелом использовании способно облегчить обучение, работу и жизнь.

Как использовать клиповое мышление

Нами были выявлены эффективные способы представления информации для молодёжи в процессе реализации государственной информационной политики. Телевидение как канал распространения информации теряет свою популярность в молодёжной среде, отдавая первенство Интернет пространству, в частности online-социальным сетям.

Существование мышления, основанного на визуализации потребляемой информации, посредством схематичного восприятия, становится неотъемлемой частью современного информационного общества. Поэтому эффективным способом представления информации является наличие визуальных образов.

Таким элементом является инфографика, посредством которой передача данных осуществляется в организованном виде, удобном для восприятия. Что касается передачи политической информации в виде видео контента, то здесь также стоит учитывать тенденцию «клипового мышления», следствием которого будет представление роликов со средней продолжительностью в среднем порядка 180 секунд, содержание которых приближено к модели инфографики и резкой смене кадра, что стоит учитывать при публикации информации ориентированной на молодёжь.

Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащую информацию. Видео-формат, содержащий необходимую информацию, должен позиционироваться  через online-социальные сети и храниться в «YouTube».

Стоит отметить, что наиболее популярным устройством для выхода в Интернет среди современной молодёжи выступает мобильный телефон, поскольку он является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и неотъемлемым компонентом для передачи и получения информации. Это важно учитывать при построении информационной политики, ориентированной на молодёжь, посредством разработки и внедрения мобильных приложений и созданию адаптированных версий сайтов

Вместо заключения

У молодёжи существует потребность в получении информации об акциях, мероприятиях, но она не всегда удовлетворена качеством подаваемого контента. Поэтому стоит учитывать тот факт, что степень восприятия социально-политической информации современной молодежью зависит от форм ее представления. Это определяется развитием современных медиа-каналов, развитием клипового мышления и как следствие необходимостью визуализации социально-политической информации в процессе ее донесения до современной молодежи.

Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащуюся в них информацию.
Контент государственного информационного/новостного сообщения в online-пространстве должен быть не более 180 символов, а видео-ролик длительностью не больше 5 минут (для того, чтобы привлечь внимание молодежи и усвоиться молодежью).
Создание мобильных сервисов, адаптированных версий сайтов органов власти и управления для мобильных устройств.
Инфографика является высококачественным методом для иллюстрации новостей, ориентированных на молодёжь, поскольку данная технология обеспечит больший интерес молодёжи к новостному контенту.

Материал подготовлен на основании исследований, проводимых автором в 2013-2015 году под руководством Рябченко Натальи Анатольевны, кандидата политических наук, заведующей лабораторией информационных технологий в образовании КубГУ.

Что почитать:

  1. Просторы интернета: развлечения, общение, работа.
  2. Нефедьева К. В. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности.
  3. Материалы сайта «РИА НОВОСТИ».
  4. Гнедаш А. А., Рябченко Н. А. Эффективность политических медиа-проектов: механизмы формирования и анализа медиа-активизма в online-пространстве. Краснодар, 2013.
  5. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться — Look at me

Что выяснили

Оказалось, что современные подростки читают в два раза быстрее по сравнению с участниками аналогичного исследования в 2014/2015 году. А вот ошибок в понимании они делают больше в 1,5–1,7 раза (в зависимости от класса).

В частности, трудности наблюдались при извлечении из текста информации, которая не сообщается там прямо. Справиться с такими заданиями смогли 58,3% восьмиклассников, 62,2% девятиклассников и 77,1% десятиклассников. То есть 42, 38 и 23% ребят из соответствующих классов с этими заданиями не справились.

А хуже всего подросткам дались задания, направленные на объединение вербальной и графической информации, способность отличать главное от второстепенного. Среди восьмиклассников успешно пройти их смогли 47,2%, среди девятиклассников ― 57,6%, а среди десятиклассников ― 64,4%.

При этом анкетирование показало, что подростки в среднем проводят за электронными устройствами около 14 часов в сутки (плюс-минус два часа), 6 из которых приходятся только на мобильники. При этом 98% ребят сказали, что читают только электронные (виртуальные) тексты информационного характера: новостные ленты, аналитику, тексты-описания (напомним, в исследовании им надо было прочитать текст художественно-литературный). И 75,2% признались, что получают эмоциональное удовольствие во время поиска новой информации в интернете.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий