Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.
Игры на дыхание
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.
Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму
Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.
Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку
Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.
Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.
Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.
Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением
Дыхательная гимнастика в стихах
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Упражнения из комплекса Стрельниковой
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.
Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких
Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием
Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.
Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:
- «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
- «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
- «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.
В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой
Что считается аэробными упражнениями высокой интенсивности?
Следующие упражнения требуют от большинства людей больших усилий:
- бег трусцой или быстрый бег;
- плавание в быстром темпе;
- езда на велосипеде в быстром темпе или по холмистой местности;
- одиночный теннис;
- футбол;
- регби;
- прыжки на скакалке;
- хоккей;
- аэробика;
- гимнастика;
- боевые искусства.
При занятиях высокой интенсивности вы будете тяжело и часто дышать, а ваш пульс значительно участится. Если вы работаете с такой интенсивностью, вы не сможете сказать и нескольких слов, не сбив дыхание.
В целом, 75 минут занятий в высоком темпе дают тот же эффект, что 150 минут занятий в среднем темпе.
Польза от занятий «Боди фитнес»
Оптимальное соотношение нагрузок при выполнении упражнений позволяет комплексно подтянуть тело и уменьшить размер жировой прослойки. Ускорение обмена веществ будет способствовать улучшению работы всего организма и устранению застойных процессов.
Основными преимуществами занятий являются:
- Обретение пропорциональных контуров тела.
- Избавление от лишнего веса.
- Активизация основных мышечных групп.
- Приведение тела в тонус.
- Формирование изящного силуэта.
- Развитие силы и выносливости.
- Улучшение осанки.
Подобные тренировки подойдут для всех желающих, вне зависимости от уровня подготовки, возраста, комплектации. В боди-фитнесе не важна степень гибкости и наличие предыдущего опыта занятий — упражнения не включают элементы акробатики. Нагрузка увеличивается постепенно, что позволяет не травмировать суставы в ходе тренировок. Занятия идеально подходят для людей с лишним весом, благодаря регулярным посещениям они смогут добиться хороших результатов.
При правильной разработке схемы занятий фигура женщины может стать привлекательной и изящной. Выбирая body fitness, не придется изматывать свое тело невероятными физическими нагрузками. Это направление позволяет умело сочетать рациональный подход к приему пищи и тренинг всех групп мышц. Темп выполнения упражнений постоянно варьируется, а за техникой и правильностью исполнения следит тренер.
Регулярные тренировки позволят устранить даже самые стойкие изъяны, качественно проработать проблемные зоны и приблизить ваше тело к совершенству.
ААэробная развивающая зона (зона аэробного порога)
Ресинтез АТФ происходит преимущественно за счёт аэробного окисления. Также в небольшой доле присутствует компонент гликолитического энергообеспечения. Двигательная активность ведётся в большей степени ММВ, однако при приближении интенсивности к верхней границе зоны к ним присоединяются быстрые мышечные волокна (БМВ типа А). БМВ типа А имеют меньшую, чем ММВ способность к переработке лактата, поэтому его уровень медленно поднимается.
В пределах данной зоны находится так называемый аэробный порог (АП), обозначающий уровень нагрузки, при котором начинают включаться и активно функционировать процессы гликолиза, изменяя в большую сторону содержание в тканях и крови солей молочной кислоты.
ЧСС 160‒175 уд/мин. Лактат крови возрастает до 4,5 ммоль/литр. Потребление кислорода 60‒90 % МПК. Основными субстратами становятся углеводы — гликоген и глюкоза, жиры вовлекаются менее активно.
Тренировки в этой зоне развивают специальную выносливость, также возможна работа на координацию и гибкость. Метод тренировок — непрерывный (в том числе циклический). Стимулируется развитие кардиореспираторной системы. Время выполнения также от нескольких минут для интервального подхода к тренировке до нескольких часов при непрерывном методе. Интенсивность умеренная. Степень интенсивности меняется в зависимости от метода.
Применяется в подготовке для спортивных игр и бега на марафонские дистанции. При длительном выполнении упражнений в этой зоне за счёт выделения тепла при окислительных реакциях увеличивается температура тела, что предъявляет требования к развитию систем терморегуляции.
ЙОГИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Здесь представлены инструкции по четырем наиболее популярным техникам пранаямы. Если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем, обязательно изучайте пранаяму с опытным учителем.
Нади Шодхана (попеременное ноздревое дыхание): Эта пранаяма помогает уравновесить ум, тело и душу благодаря дыханию через отдельные носовые ходы. Начните с сидения со скрещенными ногами. Положите одну руку на колено и полностью выдохните. Другой рукой закройте правую ноздрю, а другой глубоко вдохните. Закройте левую ноздрю свободными пальцами и откройте правую. Выдохните полностью. Вдохните через правую ноздрю, затем полностью выдохните через левую. Повторите этот цикл десять раз.
Преимущества: Попеременное дыхание ноздрями очищает энергетические каналы в теле. Кроме того, это может привести к снижению тревожности, повышению внимания и способности бросить курить.
Уджайи пранаяма (Победоносное дыхание): Это дыхательное упражнение часто используется в современных классах йоги. Он воссоздает ритмичные звуки океанских волн или гудение, чтобы помочь сосредоточить ум и движение с помощью дыхания. Для начала займите удобное положение и вдохните через рот. Сжимайте заднюю стенку горла, представляя, что вы пытаетесь затуманить зеркало. Затем закройте рот. Продолжайте дышать через нос, сохраняя горло зажатым. На этом первый цикл завершен. Продолжайте еще пять-десять циклов.
Преимущества: Согласно данным Национального центра здоровья, физической активности и инвалидности, пранаяма уджайи способна снять напряжение, улучшить концентрацию, разогреть ядро и регулировать нагрев и охлаждение тела.
Дирга Пранаяма (Трехчастное дыхание): Во время этой дыхательной техники вы будете активно пытаться дышать тремя отдельными частями живота. Лягте на спину и дышите животом. Смотрите, как он расширяется. Когда вы почувствуете, что она заполнена, втяните больше воздуха в грудную клетку, затем еще немного в грудь. Начните выдыхать, начиная с верхней части груди, затем грудной клетки и, наконец, живота. Повторяйте этот цикл в течение 10-20 вдохов.
Преимущества: Трехчастное дыхание может уравновесить нервную систему и со временем использоваться как средство борьбы со стрессом. Он снижает кровяное давление, замедляет сердечный ритм и улучшает дыхание.
Бхастрика пранаяма (дыхание беллоу): Начните сидеть в позе йоги, ваджрасане или сукхасане. Сожмите обе руки в кулак и сложите руки у плеч. Вдохните, поднимите руки и разожмите кулаки. Сделайте сильный выдох, опустите руки за плечи и сомкните кулаки. Повторяйте эту последовательность в течение 20 вдохов. Выполнив эту последовательность, расслабьтесь, положив ладони на бедра, и сделайте несколько обычных вдохов. Повторите процесс еще два круга.
Преимущества: Это йогическое дыхательное упражнение эффективно заряжает энергией тело и ум. Максимально увеличив емкость легких, мы очистим организм от токсинов и нечистот и улучшим состояние дыхательных путей.
Вот некоторые другие упражнения пранаямы, которые полезны для здоровья и хорошего самочувствия:
Пингала-нади (дыхание правой ноздрей)
Капалабхати (сияющее дыхание черепа)
Сурья Бхедана пранаяма
Бхрамари пранаяма (дыхание шмеля)
РИСКИ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Хотя пранаяма приносит много пользы, она подходит не всем. Тем, у кого менструация или беременность, лучше избегать этой практики. Кроме того, упражнения на задержку дыхания не рекомендуются тем, у кого есть проблемы с кровяным давлением или сердцем. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения, перед началом практики пранаямы проконсультируйтесь с врачом или медицинским работником.
ААнаэробно-гликолитическая зона (лактатная зона)
Ресинтез АТФ происходит комбинированно с помощью аэробного окисления и при участии гликолитических механизмов, которые увеличивают свой вклад вплоть до 60% от общего объёма используемой энергии. Вовлекаются все типы мышечных волокон, что обуславливает дальнейший подъём уровня лактата в тканях и крови, что усугубляет кислородный долг.
ЧСС до 180‒200 уд/мин. Лактат в крови до 20 ммоль/литр. Потребление кислорода снижается с 100 до 80% МПК. В качестве субстрата используется гликоген. Тренировочная деятельность в таком режиме воспитывает специальную выносливость анаэробно-гликолитического происхождения. Методы занятий — интенсивные и высокоинтенсивные интервальные упражнения.
Может активизировать гиперплазию миофибрилл в БМВ, а при выполнении этих упражнений до лёгкого утомления может стимулировать рост массы митохондрий также в БМВ. При продолжительном тренировочном процессе с использованием упражнений в этой зоне также происходят процессы перераспределения типов БМВ. Общее время работы в этой зоне у тренированных спортсменов не превышает 10‒15 мин. Интенсивность околомаксимальная.
ААнаэробно-алактатная зона (спринт зона, или алактатная)
Энергия обеспечивается креатинфосфатным механизмом ресинтеза. Гликолитическое окисление может активизироваться после 10 сек, что приводит к накоплению лактата.
Физическая активность обеспечивается за счёт всех типов мышечных волокон. Показатель ЧСС вследствие короткого времени работы организма в данном режиме является неинформативным, как и значение уровня концентрации лактата в крови. Однако, на протяжении нескольких минут после прекращения работы уровень лактата увеличивается и составляет максимально 5‒8 ммоль/л. Потребление кислорода значительно падает.
Тренировки в данной зоне направлены на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и воспитание максимальных силовых показателей. При систематических занятиях в этой зоне стимулируется рост миофибрилл в БМВ, что может приводить к повышению количества БМВ типа Б в процентном соотношении к остальным типам мышечных волокон. Общее время тренировочной активности суммарно не превышает 120‒150 секунд. Мощность (интенсивность или скорость) выполнения упражнений- максимальная.
В основном объёме тренировочного процесса в большинстве зон эффективности разные принципы энергообеспечения работают параллельно, и для достижения необходимых задач по развитию конкретных качеств и свойств организма спортсмена необходимо учитывать комбинированный и комплексный характер функционирования систем организма.
Большое значение в планировании соотношения интенсивности нагрузок в тренировочном процессе от микро до макро циклов имеет грамотная система отбора атлетов применительно к выбранному виду спорта и физической активности с учётом генетически обусловленных факторов.
Данный материал был опубликован на сайте «Medach», 23.08.2018.
- Черемисинов В. Н. Биохимия: учебное пособие //М.: Физическая культура. – 2009.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //учебник/ЖК Холодов.-10-е изд., испр.-М.: Академия. – 2014. – Т. 480. – С. 1.
- Коц Я. М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры //М.: Физкультура и спорт. – 1986. – С. 240.
- КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АДАПТОЛОГИИ : Селуянов В.Н. – МФТИ “Информационные технологии в спорте”.
- Wilson J. M. et al. The effects of endurance, strength, and power training on muscle fiber type shifting //The Journal of Strength & Conditioning Research. – 2012. – Т. 26. – №. 6. – С. 1724-1729.
Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ
Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.
Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания
Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:
- «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
- «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
- «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
- «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
- «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
- «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
- Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
- «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
- «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
- «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
- «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.
Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики
При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:
- Свеча. Её нужно задуть.
- Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
- Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
- Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
- Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
- Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
- Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
- Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
- Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
- Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.
Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить
Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.
С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников
Разработка программы ВИИТ
Для разработки программы ВИИТ необходимо определиться с двумя основными переменными: «работа» и отдых (продолжительность, интенсивность и количество интервалов). Продолжительность интервалов «работы» составляет от 5 секунд до 8 минут. Силовые атлеты склонны выполнять короткие интервалы (5–30 с), в то время как спортсмены, тренирующиеся «на выносливость», – от 30 секунд до 8 минут (Kubukeli, Noakes & Dennis, 2002). Интенсивность работы колеблется от 80 до более 100 % VO2max, ЧССмакс или максимально развиваемого усилия.
Интенсивность интервалов отдыха может быть от приближающейся к пассивному отдыху (незначительные движения) – до (чаще применяемой) 50–70 % интенсивности, описанной выше (VO2max, ЧССмакс или максимально развиваемого усилия).
Также рассматривается связь интервалов нагрузки и восстановления. Во многих исследованиях используется соотношение работа/отдых. Например, соотношение 1 : 1 означает, что 30-секундные рабочие интервалы чередуются с 30-секундными интервалами отдыха, в этом случае соотношение 1 : 2 будет означать 30 секунд работы и одну минуту отдыха. Обычно соотношение зависит от выбора специфической энергетической системы организма.
Ниже приводятся программы, использующиеся для изучения изменений сердечно-сосудистой и скелетно-мышечной систем при тренировке на выносливость. Описаны все компоненты тренировочного занятия.
Программа 1.
Тренировка на стадионе | |
Разминка: | 10 минут легкого бега по стадиону. |
Рабочий интервал: | 800 метров бега при 90 % ЧССмакс (вычисляется на основе ЧССмакс: 220 минус возраст). Измеряется время каждого рабочего отрезка. |
Интервал отдыха: | Легкий бег или ходьба с продолжительностью, аналогичной времени бега на 800 метров. |
Соотношение работа – отдых: | 1 : 1 |
Частота: | 4 повторения последовательности, если возможно. |
Заминка: | 10 минут легкого бега. |
Комментарий: | Дистанция рабочего интервала может выбираться от 200 до 1000 метров. Соответственно подбирается продолжительность интервала отдыха. |
Программа 2.
Спринтерская тренировка
Разминка:
10 минут легкого бега.
Рабочий интервал:
20-секундный спринт с максимальной скоростью.
Интервал отдыха:
10 секунд легкого бега или ходьбы после каждого спринта.
Соотношение работа – отдых:
2 : 1
Частота:
3 серии по 10–15 спринтов, 4 минуты отдыха между сериями.
Заминка:
10 минут легкого бега.
Комментарий:
Это спринтерская тренировка. Первые несколько интервалов выполняются медленнее, для адаптации мышц
Это важно для предотвращения повреждений мышц во время максимальных спринтов. Разминка очень важна.
Программа 3.
Тренировка на тредмилле | |
Разминка: | 10 минут легкого бега. |
Рабочий интервал: | Наклон тредмилла 5 %, скорость 3 мили/ч, чередуются с интервалами высокой интенсивности – увеличение скорости до 5–6,5 миль/ч – без изменения наклона. Каждый интервал длится 1 минуту. |
Интервал отдыха: | 2 минуты ходьбы со скоростью 3 мили/ч. Без наклона. |
Соотношение работа – отдых: | 1 : 2 |
Частота: | Последовательность повторяется 6–8 раз. |
Заминка: | 10 минут легкого бега. |
Комментарий: | Это интервальный бег по холмам. Наклон, скорость бега, продолжительность интервалов работы и отдыха уточняются дополнительно. |
Четыре программы на выносливость
Приведенные ниже программы упражнений на выносливость разработаны на основе научных исследований из обзора La Forgia, Withers & Gore (2006). Необходимо выполнять адекватную разминку (около 10 минут легких упражнений) и заминку (5–10 минут упражнений низкой интенсивности) для каждой программы. Все приведенные ниже методы тренировки могут выполняться для развития аэробных способностей.
- Упражнения на уровне лактатного порога
Упражнения на уровне лактатного порога выполняются с наибольшей нагрузкой, которую занимающийся может поддерживать в отведенный период времени (20–50 минут). Клиент работает с максимальной нагрузкой, которую он может выполнять непрерывно от 20 до 50 минут. - Чередование разновидности аэробных упражнений на выносливость
Клиент чередует виды аэробных упражнений (например, тредмилл и эллиптический тренажер) каждые 20–40 минут, поддерживая интенсивность на уровне ≥ 70 % ЧССмакс. Время, затраченное на каждый вид, не изменяется. Количество чередований зависит от уровня тренированности клиента. - «Ступенчатые» упражнения на выносливость
Клиент каждые 10 минут увеличивает, уменьшает или увеличивает, а затем уменьшает интенсивность упражнений. Например, начиная с ≥ 50 % ЧССмакс доходит до ≥ 70 % ЧССмакс (или наоборот). Всего выполняется от 3 до 5 «ступеней». - Упражнения на выносливость со смешанным темпом
Заранее выбранный вид упражнений выполняется с изменением в случайном порядке продолжительности (5-, 10- или 15-минутные блоки) и интенсивности нагрузки. Например, занятие на тредмилле начинается с 10 минут при 50 % ЧССмакс, затем, 5 минут при 70 % ЧССмакс, после этого 15 минут при 60 % ЧССмакс, потом 10 минут при 75 % ЧССмакс и в завершение – 5 минут при 50 % ЧССмакс.