Яма
Яма, в индийской мифологии владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также воплощение его творческой энергии – Ями. Считается, что брат и сестра – первые люди, а Яма – “первый, кто умер”. Согласно одному преданию, Яма отправляясь познавать мир, попал на небо, и люди стали смертными. Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, бродящим по свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души, после чего выносил приговор. Душа отправлялась в рай, в один из адов или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение. Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма – владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость.
Происхождение божества
Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.
Узнайте больше о таких божествах в индуизме, как Хануман, Брахма, Вишну, Кали, Ганеша, Сарасвати, Шива, Кришна.
Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.
Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.
По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил оружие одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли — перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.
Артефакты и волшебное снаряжение, которым владел Тор
Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.
У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля». В колесницу Тор запрягает двух козлов – Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»). Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть. Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение – есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку. Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.
Стрела Индры
Стрелу Индры называют Ваджрой (перевод с санскрита «удар молнии», «алмаз»). Она представлена в форме двуглавой палицы, концы которой заострены. Это оружие нужно для одержания победы над Вритрой. В такой стреле-палице олицетворяется могущественная сила для освобождения и обретения власти над демонами.
Дословно Ваджра переводится как «алмазная палица». «Алмазом» характеризуются такие качества, как: необыкновенная прочность, твердость духа и нерушимость бытия. В виде молнии проявляется непреодолимая сила.
Создателем такого необычного оружия стал бог-кузнец Тваштар. Именно он изготавливал все виды оружия для божественного пантеона. Им же было выковано копье Амогха («неотвратимое»).
Ваджра послужила Индре для разбивания горы и каменной пещеры, чтобы освободить коров (воду). По другим сведениям Ваджру также называют Бхаудхарой, Шата-брадхной («о ста остриях»), Сахасра-парной («тысячелистным»).
В гимнах «Ригведы» содержится информация о том, что Индра часто использовал лук со стрелами. У каждой из них было сотни наконечников и тысячи перьев ( VIII.77. 6–7).
Влияние на жизнь людей
Являясь богом грозы, молний и грома, по мнению индуистов, Индра проявлял свою милость по отношению к людям всякий раз, когда шел дождь. Если грозе, помимо требуемой в хозяйстве и земледелии воды, случалось приносить ещё и разрушения и смерть, тогда считалось, что царь богов, наоборот, проявляет норов и чем-то недоволен.
В засушливую погоду Индре приносили множество различных жертв, дабы он послал на терпящий бедствие в результате засухи регион дождь.
Когда так долго вымаливаемый дождь наконец-то проходил, люди устраивали шумное пиршество в честь повелителя молний и говорили, что ему в очередной раз удалось повторить свою победу над змеем Вритрой, который перекрыл доступ воды к их селениям.
Важно! Если вы вдруг соберетесь принести жертву Индре, помните, что недостаточно будет просто оставить на алтаре какие-либо дары, важно раздать их монахам и служителям святых мест, дабы ваша молитва была услышана. Среди варны кшатриев этот бог почитался особо
Считалось, что именно тот владетельный воин, который делает наиболее щедрые подношения Индре, имеет самые существенные шансы, чтобы стать в будущем царем. Многие воины, кроме жертв, шли в бой с именем данного бога на устах, совершали подвиги в его честь
Среди варны кшатриев этот бог почитался особо. Считалось, что именно тот владетельный воин, который делает наиболее щедрые подношения Индре, имеет самые существенные шансы, чтобы стать в будущем царем. Многие воины, кроме жертв, шли в бой с именем данного бога на устах, совершали подвиги в его честь.
Так как Индра являлся главным военачальником в борьбе дэвов против асуров, именно его призывали простые люди в тех случаях, когда, по их мнению, демоны начинали строить им какие-то козни и всячески пакостить.
Считалось совершенно нормальным принести небольшую жертву Индре, если, например, вы стали замечать, что в доме пропадают вещи, портятся не в срок продукты, капризничают дети и т. д.
Примечания[ | ]
- JanGonda (1989). The Indra Hymns of the Ṛgveda.Brill Archive.p. 3. ISBN 90-04-09139-4.
- Edward Delavan Perry, «Indra in the Rig-Veda». Journal of the American Oriental Society.11.1885: 121. JSTOR 592191
- ThomasBerry (1996). ReligionsofIndia: Hinduism, Yoga, Buddhism. ColumbiaUniversityPress.pp. 20-21. ISBN 978-0-231-10781-5.
- Hervey De Witt Griswold (1971). The Religion of the Ṛigveda.MotilalBanarsidass. pp. 177—180. ISBN 978-81-208-0745-7.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 106—107.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 249.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 341—347.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 135.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 162.
- Alain Daniélou (1991). The Myths and Gods of India: The Classic Work on Hindu Polytheism from the Princeton Bollingen Series. InnerTraditions.pp. 108—111. ISBN 978-0-89281-354-4.
- Friedrich Max Müller (1903). Anthropological Religion: The Gifford Lectures Delivered Before the University of Glasgow in 1891. LongmansGreen. pp. 395—398.
- Hervey De Witt Griswold (1971). The Religion of the Ṛigveda.MotilalBanarsidass. pp. 180—183 with footnotes. ISBN 978-81-208-0745-7.
- Кёйпер, 1986, с. 28—30.
- Кёйпер, 1986, с. 48—49.
- Janda, M., Eleusis, dasindogermanischeErbederMysterien (1998).
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 95—97.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 143—152.
- Arthur Berriedale Keith (1925). The Religion and Philosophy of the Veda and Upanishads.MotilalBanarsidass. pp. 93-94. ISBN 978-81-208-0645-0.
- Булич С. К. Шатакрату // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Элиаде М. [www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/eliade/02.php Очерки сравнительного религиоведения](неопр.) .
Тор – защитник Мидгарда
Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.
Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно). Сын Одина Тор также почитался богом стихии и бурь, ему посвящали Четверг (Одину – Среду). У других европейских народов можно найти немало схожих мифологических персонажей, например, Индра (индусы), Перун (славяне), Таранис (кельты).
Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот». По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor». В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder». Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».
Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика»
Примечания[ | ]
- Simek (2007:333).
- The Search Engine that Does at InfoWeb.net (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 марта 2010. Архивировано 27 марта 2009 года.
- Birley (1999:42 and 106—107).
- Birley (1999:107).
- On the red beard and the use of «Redbeard» as an epithet for Thor, see H.R. Ellis Davidson, Gods and Myths of Northern Europe , 1964, repr. Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1990, ISBN 0-14-013627-4, p. 85, citing theSaga of Olaf Tryggvason in Flateyjarbók,Saga of Erik the Red , and Flóamanna saga. The Prologue to theProse Edda says ambiguously that «His hair is more beautiful than gold.»
- Turville-Petre (1964:99)
- See North (1998:238—241) for þunnorad and tales regarding Thunor, see Encyclopædia Britannica (1910:608) regarding usage of Thunor as an Old English gloss forJupiter and Tiw employed as a gloss forMars .
Место Божества во Вселенской иерархии Божеств
Индра является царём звёздного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде… где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы…» В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света.
В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.
Индра – наиболее антропоморфное божество ведийского пантеона: в гимнах подробно описываются части его тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст; есть и психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д.
Список существ, богов, демонов, созданий – Индийская мифология
А Бао А Ку, A Bao A Qu
А Ба́о А Ку́ (Á Bao A Qu) — вымышленное существо, персонаж «Книги вымышленных существ» Хорхе Луиса Борхеса. Автор, ссылаясь на трактат «О малайском волшебстве» (1937) некоего С. С …
Акери, Acheri
Акери – в фольклоре североамериканских индейцев призрак или дух маленькой девочки с необычными глазами, который якобы спускается с гор и холмов в человеческие деревни по ночам, что …
Банасура, Banasura
Бана (Банасура) – великий царь демонов (асуров) правящий огромным царством со столицей Шонитапур, доставшимся ему в наследство от отца – Бали Махараджа. Правление Баны было таким ж …
Ванара
Ва́нары (санскр. वानर, IAST: vānara, «обезьяна») — раса обезьян в индийской мифологии — прежде всего речь идёт об эпосе «Рамаяна»: в этом эпосе они описаны как союзники Рамы. Ванар …
Васуки, Vasuki
Васуки – является нагой и Нагараджой, одной из королевских змей в индуистской и буддийской мифологиях. Он великий царь нагов и имеет драгоценный камень (нагамани) на голове. Васуки …
Ветала, Vetāla
В переводе с санскрита “Ветала” – “дух”, “призрак”.
Веталы — духи, которые по преданиям входят в свиту бога Шивы и его сына Ганеши, который является предводителем Ганов (свиты-с …
Вритра, Vritra
Вритра (санскр. वृत्र, «затор», «преграда»; «враг»; «облачитель») — в индуизме змееобразный демон хаоса.
Вритра характеризуется в «Ригведе» как дикий, хитрый зверь, растущий в …
Ганеша, Ganesha
Гане́ша — в индуизме бог мудрости и благополучия с головой слона. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона.
Часто перед его именем добавляется уважите …
Гаруда, Garuda
Гаруда с санскрита дословно переводит как “всепожирающее (Солнце)”.
В древнеиндийской мифологии Гаруда — царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Гаруда не упоминаетс …
Индра, Indra
И́ндра (санскр. इन्द्र) — наиболее популярное по количеству упоминаний Божество «Ригведы». Царь богов и повелитель небесного царства в ведизме и индуизме. Он властелин Сварги (рая …
Каркаданн, Karkadann
Каркаданн – носорогоподобное существо из персидских и индийских легенд.
ВНЕШНИЙ ВИД
Чаще всего показан как животное с одним рогом. Другие описания также говорят о животном …
Киннары
Киннары (kinnara — букв. «небесная музыка») — в индийской позднейшей мифологии особый класс полубогов или духов, обитающих в раю бога Куберы на горе Кайлас и являющихся небесными п …
Макара, Makara
С санскрита название макара значило «морской дракон» или «водное чудовище». В Южной Азии эти существа символизировали защиту и жизнь во всех её проявлениях — в Индии до сих есть фе …
Навагунджара, Navagunjara
Бог Вишну любит принимать разные формы. Такие действия Господа носят в Индии название – “лила”, что буквально переводится как “Игра”. Игры Господа, его действия сложно понять уму ч …
Наги, Nāga
На́ги (санскр. नाग; наг — «змей») — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху ве …
Пишачи , Pishacha
Мелкие демоны индийской мифологии, которые верно служат богу мертвых и стараются как можно больше наслать болезней на людей. Чем больше смертей, тем больше пищи для пишачи.
КТ …
Прахаста, Prahasta
Праха́ста (санскр. प्रहस्त) — герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна», могучий воин-ракшаса, главнокомандующий армией правителя Ланки Раваны. Прахаста привёл войско Раваны к победе …
Рактабиджа, Raktabīja
Рактавиджа (санскр. Rakta-vîja, Raktabīja) — в индийской мифологии (в пуранах) демон-асура, бой которого против богинь Дурги и Кали или с богиней Чамундой описывается в поэме «Деви …
Тимингила, Timingila
В древнеиндийском эпосе Махабхарата упоминалась некая Тимингила, «поглотительница китов». Эта гигантская акула жила в глубине океана, где живьём заглатывала китов, как ей и положен …
Хираньякша, Hiranyaksha
Хиранья́кша (санскр. हिरण्याक्ष, IAST: hiraṇākṣa — златоглазый), также Хираньяне́тра, Хираньялоча́на — в индуистской мифологии асура, сын Дити и Кашьяпы.
Уже с детства Хираньяк …
Чурел, Churel
Чурел — жаждущая мести индийская нежить, возникавшая, когда женщина умирала при родах или ее убивали родственники мужа. История знает много примеров такой судьбы молодых женщин. Ан …
Шеша, Shesha
Ананта-шеша (санскр. अनन्त शेष, Ananta Śeṣa – «бесконечный Шеша»);
Шеша-нага (змей Шеша»);
Ади-шеша («изначальный Шеша»).
Шеша – одна из форм Бога в индуизме и ведийской …
Шикханди, Shikhandi
Шикханди (санскр. शिखंडी, IAST: Śikhaṇḍī) — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Изначально родился как девочка по имени Шикхандини у правителя царства Панчала Друпады. Шикх …
Кумар Картикея
Кумар — индуистский бог-воин. Он также известен под именами Кумар Картикея или Сканда. Он первый сын Шивы и Парвати. Одной из главных целей его рождения было убить демона Таракасура. Из-за этого он был воспитан Киртикея вдали от родителей, чтобы защитить его от попыток Таракасура убить его. После достижения своих способностей Кумар был назначен главнокомандующим Дэвов в битве против Таракасура
Из-за его храбрости и навыков Кумару предложили должность царя небес, но он отказался от этого предложения, так как считал свою роль главнокомандующего более важной. Его транспортное средство — павлин
Приключения Ханумана и Пандавов
Почтенная обезьяна также встречается и в эпической поэме Махабхарата
Сам рассказ о том, как Хануман повстречал отважного Бхима, одного из братьев Пандавов – это замечательная история. Хануман сразу признал Бхиму своим братом по духу, так как оба они были рождены от благословения Павана, бога ветра, и пообещал ему помощь в битве при Курукшетра. В битве Хануман уселся около флага на колеснице Арджуны, чтобы обезопасить ее и стабилизировать движение колесницы
Треугольный шафрановый флаг Ханумана символизировал стабильность и равновесие, спокойствие чувств и разума, и служил знаком победы над злыми силами
В битве Хануман уселся около флага на колеснице Арджуны, чтобы обезопасить ее и стабилизировать движение колесницы. Треугольный шафрановый флаг Ханумана символизировал стабильность и равновесие, спокойствие чувств и разума, и служил знаком победы над злыми силами.
Изображение бога Индра
Художественные изображения бога обычно характеризовали его как мускулистого человека с золотой или красноватой кожей, иногда с четырьмя очень длинными руками, которые, как говорят, охватывают все небо.
Индру обычно изображают в великолепной золотой карете, запряженной двумя коричневыми лошадьми с развевающимися гривами. В правой руке он держит ваджру, или молнию, которая, была сделана из костей провидца Дадхичи. Само оружие круглой формы с отверстием в центре и служит для создания как молний, так и грома. Индра также использует стрелы, сеть, огромное копье и анка (крюк) для ловли врагов.
Также бога часто изображают верхом на белом слоне, имя которого Айравата, в руках Индра держит молнию (или Ваджра).
Предательство Намучи
Индра и Намучи поклялись днем или ночью, на суше или на воде, сухим оружием или мокрым не наносить удар друг другу. Коварный Намучи предал дружбу и нарушил клятву. Он, напоив сурой смешанной с пьяной сурой, лишил Индру силы.
За советом Индра направился к братьям-близнецам своего брата Вивасвата, богам предрасветных и вечерних сумерек, целителям Ашвинам. Он рассказал о заключенном союзе и о том, что Намучи коварно выпил его силу.
Ашвины спрятали Индру, окутав морской пеной. И он во время сумерек у прибоя отрубил голову Намучи ваджрой, которая тоже была покрыта морской пеной. Так, не нарушив договоренности, Индра убил Намучи, из крови которого Ашвины приготовили целебный напиток вернувший силу Индре.
Индра национальный герой ведийских индусов. Число его врагов в ведах огромно. Он помогает арьям побелить дасью (туземцев) и разбить их укрепления. В Ригведах ему приписаны качества богов. Он властвует над дождем и ветром, творит и охраняет жизнь, дарит блага.
Он всесилен, удерживает небосвод и держит землю в своей горсти, посылает огонь, направляет водные потоки. Пронзает своим копьем преступников, сокрушает зло.
Индра принимает различные формы. Можно увидеть сияющую золотую колесницу с запряженными двумя конями, на которой Индра с громовой палицей. Или у него в руках большой крюк и сеть для поимки врагов.
Он постоянно воюет. Освобождает Воды и Коровы, супруги богов, которых захватили демоны, воюет против чуждых племен.
Священный сок сомы из стеблей и корней определенных растений любимый, пьянящий напиток Индры. Употребив этот напиток, Индра становится бесстрашным и выходит на борьбу со змеем Аги, сушителем Шушну, демоном Вритру.
Разбивает вдребезги пещеру Валы, уводя украденных ими коров. Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи.
Свои подвиги Индра нередко совершает вместе с другими богами: Сомой, Агни, Вишной, Марутами – богами ветров; Параджанья – бог грозы; Ваю и Руда – боги ветра и бури.
Появление Индры
Уже с самого рождения мать Индры была уверена, что её сыну уготована великая судьба. Среди детей верховной матери божеств Адити Индра отличался силой и ловкостью, смелостью и быстротой в принятии решений. Его воинственный нрав проявился уже в момент появления на свет. Могущественный Индра едва не убил Адити, хотя, конечно, сам не желал этого.
С первым своим вздохом он взял в руки оружие. Мать была удивлена и даже испугана поведением своего ребёнка. Боясь, как бы другие боги не испытали того же потрясения, Адити укрыла Индру ото всех. Но было наивно полагать, что великий бог, пусть ещё и очень юный. останется в тени.
Весь мир увидел Индру после его рождения. Бог был облачён в сверкающие золотые доспехи – их блеск едва не затмевал солнца. Могучий и гордый Индра стал предводителем богов. Адити не могла не гордиться таким сыном, ведь он сумел одержать победу над злыми демонами.
Одно из самых известных преданий рассказывает о противостоянии Индры и Эмуши, главы войска асуров (демонов). На мой взгляд, этот миф ярко раскрывает характер грозного бога.
Пусть каждый занимается своим делом
Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.
Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.
Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.
Мифы и легенды, которые кажутся слишком знакомыми
Мифы и легенды, которые кажутся слишком знакомыми (Фото: topcount.com)
Греческая мифология и индийская мифология невероятно богаты с точки зрения мифы и легенды. Есть множество историй, в которых участвуют разные персонажи. Тем не менее, что нельзя игнорировать, так это поразительное сходство между персонажами и ситуациями, а также случаи, которые представлены в рассказах.
Святая троица
Как в греческой, так и в индийской мифологии есть своего рода святая троица, правящая космосом.
В греческой мифологии есть Зевс, правитель неба; Аид, правитель подземного мира; и Посейдон, владыка морей.
Точно так же в индийской мифологии есть Брахма, Творец; Вишну, Защитник, и Шива, Разрушитель.
Семь сестер и саптариши
В греческой мифологии есть упоминание о семи сестрах, также известных как Плеяды. Говорят, что это скопление звезд.
Точно так же в индийской мифологии существует понятие саптриши, которые представляют собой семь ярких звезд, способных управлять даже солнцем.
Дети Бога и человека
В греческой мифологии популярна концепция полубогов. Согласно легендам, они считаются потомками бога или богини и смертного существа. В мифах им поклоняются как героям. Персей, Ахиллес и Геракл — одни из самых известных полубогов всех времен.
Аналогичная концепция присутствует в индийской мифологии. В легендарном эпосе Махабхарата говорится, что Пандавы были рождены богами, но рождены смертными матерями. Согласно легендам, Юдхиштхира был сыном Ямы, Бхима был сыном Ваю, а Арджуна был сыном Индры. Кунти была матерью всех троих. Накула и Сахадева были близнецами, рожденными от божественных близнецов Ашвини и воспитанными Мадри.
Пророчества, вершившие судьбу
В мифологии пророчества – довольно распространенный случай. Однако некоторые пророчества ведут к крупным мифологическим событиям.
Одно такое пророчество упоминается в греческой мифологии. Говорят, что было пророчество о том, что один из детей Кроноса станет концом его правления. В результате пророчества Кронос стал убивать всех своих детей, проглатывая их, как только они рождались. Однако его жене Рее удалось спасти Зевса и отправить его расти в изгнание. Позже, когда он вырос, Зевс вернулся и сверг своего отца и освободил своих братьев и сестер.
В индийской мифологии подобные случаи происходят между Господом Кришной и Кансой. Согласно легендам, существовало пророчество, в котором говорилось, что Канса будет свергнут и убит восьмым ребенком своей сестры Деваки. В результате пророчества Канса держал свою сестру и ее мужа Васудеву в тюрьме и убивал каждого из их детей, как только они рождались. Однако Деваки и Васудеве удалось спасти Кришну, а позже он вернулся и убил Кансу.
Отсутствия, вызвавшие цепь событий
Хелен и Сита
Между греческим эпосом есть много сходств и контрастов. Илиада и индийский эпос Рамаяна. Однако, пожалуй, самое заметное сходство — это предпосылка войны и ее трагический конец.
Илиада подробно описывает ход Троянской войны и ее окончание. Аналогичное явление наблюдается в Рамаяна, поскольку он объясняет события Войны между лордом Рамой и королем демонов Раваной.
В обеих историях причиной жестокой войны является женщина. Единственное отличие здесь состоит в том, что в Илиада, Хелен влюбилась в Париса и сбежала, тогда как в Рамаяне Сита была похищена Раваной.
После войны обе эпопеи заканчиваются на трагической ноте, так как победители не были счастливы, несмотря на победу. в Илиада, эпопея заканчивается тем, что город Троя полностью разрушен вместе с любовью между Еленой и Парисом. в Рамаяна, Ситу отправили в ссылку и попросили пройтись по огню, чтобы доказать свою чистоту. Эпопея заканчивается тем, что ее поглощает сама земля.
Трагический конец всемогущего героя
В греческой мифологии Ахиллес, возможно, был одним из самых опытных воинов и уважаемым героем всех времен. Говорили, что он непобедим, так как у него была непробиваемая броня и он был невероятно искусным во всех видах войны. Однако у него была только одна уязвимая часть тела, его пятки, которые были использованы против него. Ахиллес был убит стрелой, пронзившей его пятку.
Подобный пример появляется в индийской мифологии с Господом Кришной. Он был реинкарнацией лорда Вишну и был практически богом в царстве смертных со сверхъестественными способностями. Однако он также был убит стрелой, пронзившей его пятку.
Имена и эпитеты
Известно множество имен и эпитетов, которыми можно охарактеризовать качества Индры.
- Шакра — могучий, сильный;
- Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру;
- Махендра — великий Индра;
- Весава — владыка благих;
- Мегхавахана — восседающий на облаках;
- Магхава — щедрый;
- Дэвапати — владыка дэвов;
- Дэврадж — царь богов;
- Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов;
- Вритрахан — победитель Вритры;
- Балахан — победитель Балы;
- Сахасракша — тысячеокий;
- Пурандара — разрушитель твердынь;
- Сваргапати — владыка Сварги;
- Джишну — предводитель небесной рати;
- Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов;
- Громодержец — держатель громовой стрелы;
- Парджанья — дождевое, грозовое облако;
- Пурухута — призываемый многими;
- Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений;
- Тысячеглазый супруг Шачи;
- Амита-крату — безмерный.
Кроме того, «Ригведа» (I.100.12) называет его «мастером с тысячей замыслов», владющего знаниями о сотнях хитрых уловок. Он считается непоколебимым, имеющим тысячи укреплений и сотни поддержек. ( I.102.6; I.52.2).